Литературное чтение, 4класс. Обобщающий урок по разделу «Страна детства». Обобщение произведений Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», М.М. Зощенко «Ёлка»

Тренировочные задания

Борис Степанович Житков родился в 1882 г. в городе Новгороде. Его отец был учителем математики, а мама – пианисткой. Долгое время семья жила в Одессе. В детстве Борис прекрасно плавал, умел грести на вёслах и завязывал морские узлы. В гимназии он познакомился с Корнеем Чуковским. За свою жизнь Житков научился многим профессиям: он был химиком, кораблестроителем и путешественником. На корабле он совершил кругосветное плавание, из которого привёз много интересных рассказов и историй. Один раз по просьбе своего друга Чуковского он записал свой рассказ. Этот рассказ очень понравился читателям, и Житков стал писателем. Он написал много рассказов для детей.
Также Житков периодически предпринимал попытки написать детскую энциклопедию. Им было разработано несколько вариантов, но ни один из них так и не увидел свет. Житкову принадлежит идея разработки книжки-картинки для детей, которые не умеют читать. Также Борис Степанович активно разрабатывал идею книжки-игрушки.
Рассказ «Как я ловил человечков» – из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году. Маленького Борю привозят к бабушке в гости. Он обнаруживает на полке в ее квартире прекрасную модель пароходика. Мальчик просит бабушку дать поиграть ей с пароходиком, но бабушка категорически запрещает, взяв с Бориса, честное слово, что тот не прикоснется к пароходику. Тогда Боря, начинает наблюдать за пароходиком издалека. Его фантазия рисует ему обитателей пароходика, маленьких человечков которые живут внутри. Днём они прячутся внутри, сидя на лавочках идущих вдоль всего корпуса, а по ночам выходят на палубу и работают. Мальчик идет на различные ухищрения, чтобы увидеть человечков. Притворяется спящим, а чтобы лучше было видно, врёт бабушке, что биться спать в темноте. Тогда бабушка зажигает ночник. Но Боре так и не удается, никого увидеть. В его голове рождается новый план, он кладет на палубу пароходика леденец, чтобы ночью услышав как человечки рубят конфету, поймать одного из них, или хотя бы найти топорик которым они работают. Но и из этого, тоже ни чего не происходит и Боря засыпает. Утром он не обнаруживает леденец на палочке и очень расстраивается. На следующую ночь, он кладет хлеб и на утро он тоже пропадает. Подстегиваемый собственным воображением Боря, разрабатывает хитрый план, наплевав на честное слово данное бабушке, чтобы как следует разобраться с пароходиком и его жителями. Он изображает из себя больного, а кода бабушка уходит в гости, он снимает пароходик и начинает пытаться его разобрать, С большим трудом ему удается оторвать палубу, но внутри ни кого нет, а пароходик находится в плачевном состоянии. Мальчик искреннее раскаивается, начинает плакать, прячется под одеяло. Вернувшаяся бабушка, начинает утешать внука. Она еще не видела пароходик. Мальчик Боря – герой рассказа – обманывает и хитрит, но он никому не хочет причинить зла, а потому, что он фантазёр и верит в собственную выдумку. Рассказ Бориса Степановича Житкова «Как я ловил человечков» учит быть благоразумным и слушаться взрослых.

Константин Григорьевич Паустовский родился в 1892 году в Москве. С самого детства его родители прививали сыну любовь к искусству. Мать любила заниматься музыкой и играла на рояле, а отец увлекался театром. Из-за того, что семье Паустовского приходилось часто переезжать, Константин Георгиевич начинал учиться в разных учреждениях, но окончательное образование получил в Киеве. Уже в это время он начинает писать свои работы, и в свет выходит его первое произведение «На воде». После гимназии поступает в Московский университет, но положение в стране вынуждает его уйти на фронт. Тогда он понимает, что хочет быть писателем, а для этого считает, нужно знать обо всём и посвящать своей деятельности всё время. Уже к 1920 году Константин Георгиевич публикует свои работы. В 1928 году выпускает свой первый сборник «Встречные корабли», но известность приносит повесть «Кара-Бугаз» уже в 1932 году. Паустовский любил писать о природе, о русской жизни. Поэтому его работы были наполнены любовью к Родине. Норвежский композитор Эдвард Григ любил гулять осенними лесами недалеко от моря. Как-то раз в лесу композитор встретил небольшую девочку, лет восьми Дагни Петерсен с корзиной, полной еловых шишек. Григу хочется подарить что-нибудь Дагни, но у него ничего с собой нет. И тогда композитор придумывает подарок и обещает вручить его девочке лет через десять. Подарок Грига — музыка, посвящённая восемнадцатилетней дочери лесника Хагерупа Петерсена. Григ пишет музыку для Дагни больше месяца. В восемнадцать лет Дагни оканчивает школу. Отец отправляет её в гости к своей сестре Магде. Магда служит театральной портнихой, а её муж Нильс — парикмахером в том же театре. Они живут в маленькой комнате под крышей театра. Дагни часто ходит в театр. Спектакли производят на девушку слишком сильное впечатление — она долго не может заснуть и даже плачет у себя в постели. Тогда тётушка Магда решает для разнообразия пойти на концерт. В одну из белых ночей тёплого июня Дагни впервые слушает симфоническую музыку, которая производит на неё странное действие, вызывает множество картин, похожих на сон. Вдруг она вздрагивает — ей кажется, что мужчина во фраке, объявляющий программу концерта, назвал её имя. Мужчина повторяет: «Сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен, по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет». Дагни плачет от благодарности, а музыка поёт о её родных краях, зовёт за собой в ту страну, где ничто не может охладить любовь. Музыка стихает, гремят аплодисменты. Дагни встаёт и быстро идёт к выходу из парка. Девушка жалеет, что Григ умер. Ей хочется побежать к нему навстречу, обнять за шею, прижаться мокрой от слёз щекой и сказать только одно слово: «Спасибо!». Всё её существо охватывает «чувство красоты этого мира». Паустовский своим произведением хотел донести до читателей то, что искусство делает людей лучше, музыка гения открыла девушке чудесный мир природы. Этот рассказ о красоте мира и человека о том, как прекрасно искусство отражающее жизнь.

Михаил Михайлович Зощенко знаменитый русский советский писатель, драматург родился в Санкт-Петербурге 28 июля 1894 года. Его отец был художником, мать актриса, а прапрапрадед писателя – архитектором. В старину архитектора называли зодчим, отсюда и пошла фамилия – Зодченко, а позже, чтобы удобнее было произносить, её упростили до Зощенко. В 8 лет родители отдали мальчика в Санкт-Петербургскую гимназию. Вот как он вспоминал об этих годах: «Учился весьма плохо. И особенно плохо по русскому, на экзамене получил единицу по русскому сочинению…» Несмотря на то, что успехи в школе были не столь впечатляющими, в 9 лет Миша пробовал писать стихи. А в 11 лет написал рассказ «Пальто». В 1921 году вышла первая книжка его рассказов, а через 10 лет книжек у него было уже около 60!. Они раскупались молниеносно: его знали все – от рабочего до академика. Он умел смотреть на всё с улыбкой и своими рассказами хотел научить этому других. Ни один юмористический вечер не обходился без его рассказов. У Михаила Зощенко были миллионы поклонников по всей Земле. В рассказе «Бабушкин подарок» Зощенко написал о своей жизни. Своё детство Зощенко описал в рассказах для детей – «Лёля и Минька», где Минька это он, а Лёля – его старшая сестра. В этих рассказах юмор сочетается с серьёзностью, их интересно читать и взрослым и детям. В рассказе идет речь о брате и сестре: Лёле и Миньке, которые совершили некрасивый поступок. Дело в том, что родители детей позвали в гости других ребят со своими родителями, чтобы на Новый Год подарить всем сладкие украшения с новогодней ёлки и подарки. Лёля и Минька пробрались в комнату, где стояла красавица-ель, и стали объедать деревце: высокая семилетняя Лёля дотянулась до конфет и пастилок, а маленький Минька, которому было только 5 лет, смог лишь откусить кусок от яблока. Лёля стала задевать Миньку, что его накажут, дети стали толкаться, в результате чего они нечаянно сломали еще и куклу, которая предназначалась одному из гостей.
Дети ничего не рассказали родителям, и в итоге, когда наступил торжественный момент вручения подарков, гости увидели, что им достались объедки и сломанные игрушки. Родители пришедших в гости детей стали возмущаться, а мама Лёли и Миньки пытаться защитить своих детей, хотя, тем не менее, пытаясь сгладить ситуацию, она подарила одному из гостей паровозик, приготовленный для Миньки. В итоге обиженный Минька разревелся, обиженные гости с детьми ушли, а папа Лёли и Миньки отправил детей спать, лишив их праздника. Наутро он с извинениями раздал все забытые подарки гостям. Автор пишет, что прошло уже больше тридцати лет, а он помнит ту елку, будто все было вчера. Благодаря тем событиям, Зощенко в жизни не взял чужой вещи, так тот стыд отпечатался в его детском сознании.
Рассказ «Ёлка» учит детей тому, что нельзя брать чужое, нужно слушаться старших, быть добрыми, щедрыми и внимательными. Нельзя заботиться исключительно о собственных желаниях. Нельзя грубить и драться. Люди, которые ведут себя так, становятся несчастными и одинокими - с ними никто не желает иметь дела.

Фантазёр – человек, который любит мечтать фантазировать.
Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Юмор – весёлый, доброжелательный смех над недостатками человека.
Симфоническая музыка – музыка, исполняемая симфоническим оркестром.
Бескорыстие – отсутствие стремления к наживе, личной выгоде.

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях