Путешествие в историю русского быта. М. В. Короткова
В книге в увлекательной форме рассказывается о жилище, одежде, быте и нравах различных слоев русского общества – крестьян, ремесленников, бояр, дворян. Она содержит интереснейшие историко–бытовые сведения о жизни русских людей начиная с допетровского времени до конца XIX в.
Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она может быть использована и в качестве дополнительного материала по истории России и истории мировой художественной культуры.

Материал можно использовать в интерактивной игре "Крестьянская утварь"

Термины крестьянского быта (из книги "Путешествие в историю русского быта" М. В. Коротковой)

Бадья, или бадейка, – деревянное ведро, предназначенное для приготовления корма для домашних животных.
Благовест – колокольный звон одного колокола перед началом или во время богослужения.
Божница – полка или шкафчик, где стоят иконы.
Борона – сельскохозяйственное орудие для обработки почвы после вспашки, состоящее из решетки из прутьев или деревянных брусьев, между которыми крепятся деревянные или железные зубья.
Братина – род старинного сосуда без ручки для питья вина вкруговую.
Брюкиш – тонкое сукно, из которого в старину шили штаны.
Валёк – массивный, слегка изогнутый деревянный брусок с ручкой, которым при стирке «выбивают» из ткани грязную воду.
Веретено – суживающаяся к концам палочка, на которую при прядении наматывают нити.
Вериги – оковы и цепи, которые носят монахи на теле, ногах и руках.
Вилы – сельскохозяйственное орудие, первоначально деревянное, состоит из рукояти, расходящейся тремя ветвями под острым углом и образующей три больших зубца.
Вожжи – часть сбруи, длинные поводья, с помощью которых управляют лошадью.
Вокзал – первоначально: увеселительное место, загородное заведение для увеселения публики; здание на железнодорожной станции для обслуживания пассажиров.
Волоковое окно – маленькое окно без рам, которое «заволакивалось» бычьим пузырем или слюдой.
Волосник – женский домашний головной убор, шапочка, под которую убирали волосы.
Воротник – 1) уличный сторож в старину; 2) устаревшее название плаща.
Горбуша – коса с короткой, слегка изогнутой рукоятью, применялась на покосах, где было много пней, кочек, камней.
Горница (от «горний» – верхний) – отапливаемое помещение в верхнем этаже старинного дома.
Грабли – деревянное сельскохозяйственное орудие, применяемое на покосах и состоящее из длинной ручки и перекладины с зубьями.
Дожинок, или обжинок, – последний сноп, который оставляют в поле после жатвы.
Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки дров, леса и других грузов.
Душегрея – короткая женская одежда без рукавов, в складку или сборку, напоминает сарафан до талии.
Ендова – сосуд округлой формы с носиком для подачи вина на стол.
Жардиньерка – ящик или корзина для крупных комнатных растений.
Жернова – огромные круглые каменные плиты, вращая которые получают из зерен муку.
Жирандоль – 1) настенный или настольный фигурный многорожковый подсвечник; 2) фонтан в несколько струй.
Житница (от «жито» – хлеб) – хлебный амбар, где хранят зерно.
Забела – сметана, сливки, т. е. то, чем можно забелить кушанье; в широком смысле: кушанье, заправленное сметаной.
Зипун – первоначально: узкий кафтан с длинными рукавами, без воротника, длиной до колен. Бояре носили его только дома, а простые люди надевали вместо кафтана. Позже зипун стали шить с отстегивающимися рукавами, так что при желании его можно было носить как жилет.
Изба (от «истопить», «истопка») – теплая половина дома с печью.
Именины – восьмой день после рождения ребенка, в который его крестили и давали имя святого, поминаемого в этот день.
Каганец – глиняная плошка с фитилем и маслом, в XVIII–XIX вв. использовавшаяся слугами для освещения помещений.
Калач – старинное название белого фигурного хлеба из пшеничной муки, чаще всего по форме напоминающего хомут.
КамКафтан – верхняя мужская длиннополая одежда с маленьким воротником или без него.
Кибитка – крытая повозка для перевозки домашнего скарба.
Кика – старинный русский головной убор замужней женщины из богатой семьи. Имел форму круглой шапочки из холста или бархата, с возвышенной плоскостью на лбу, нарядно украшенной жемчугом, бисером, драгоценными камнями. Боярыни надевали кику, направляясь в церковь, в гости или на праздник.
Кичка – народный русский женский головной убор в виде шапочки, на передней части которой укреплялось твердое возвышение из луба, проклеенного холста, бересты, имевшее разнообразную форму: в виде рогов, копыта, полукруга и т. д. Кичку украшали тесьмой, бисером, речным жемчугом.
Клеть – старинное название холодной жилой половины дома, соединенной с теплой избой сенями.
Кокошник – старинный женский головной убор замужней женщины, состоящий из высокой жесткой основы. Напоминал высокую корону.
Колотушка – специальная деревянная палка сторожей с привязанными к ней на веревке шариками.
Колядки – рождественские обрядовые песни у славянских народов, которые сопровождали традиционный обряд – колядование и в которых прославляли хозяина дома. Слово происходит от древнеримского «календа», что означает «первый день месяца» (отсюда – календарь).
Конёк – специальное бревно на крыше дома, удерживающее верхние концы кровельного материала и препятствующее проникновению воды на чердак. Спереди украшалось резным изображением головы лошади.
Коромысло – в крестьянском быту: деревянное, изогнутое на уровне шеи приспособление для ношения ведер с водой.
Корчага – большой старинный сосуд для хранения вина.
Кочерга – приспособление для выгребания углей из печи в виде железной палки с загнутым концом.
Крынка – высокий сосуд с широким горлом для хранения молочных продуктов.
Курная изба – название крестьянской избы, которая топилась «по–черному», т. е. не имела трубы. Дым выходил в окна, из–за чего стены становились черными, прокопченными.
Кутья – обрядовое старинное русское кушанье из овса, ячменя, позже риса, пшена с медом и изюмом.
Кушак – широкий матерчатый пояс длиной несколько метров, надевавшийся поверх мужского кафтана.
Курная изба – название крестьянской избы, которая топилась «по–черному», т. е. не имела трубы. Дым выходил в окна, из–за чего стены становились черными, прокопченными.
Кутья – обрядовое старинное русское кушанье из овса, ячменя, позже риса, пшена с медом и изюмом.
Кушак – широкий матерчатый пояс длиной несколько метров, надевавшийся поверх мужского кафтана.
Лапти – традиционная крестьянская плетеная обувь.
Ларь, или ларец, – ящик, сундук для хранения вещей, драгоценностей.
Латки – род старинной кухонной утвари, большие глиняные (позднее металлические) сковороды.
Литовка, или коса–стойка, – орудие труда для покоса. Имеет длинное древко, к которому крепится короткая поперечная рукоять.
Ложница – 1) спальня в доме; 2) лавка для сна, кровать.
Лохань – род широкой бочки, сужающейся кверху.
Мазюня – сладкая масса из пареной редьки с имбирем и патокой.
Мялка – наклонный из досок или долбленый желоб с входящей в него на шарнире узкой доской с ручкой на конце.
Опашень – широкая верхняя мужская и женская старинная одежда с длинными рукавами, разрезом спереди и большим количеством пуговиц.
Опечек, или опечье, – деревянный фундамент печи, который стоит на земле под полом, иногда выше пола.
Плуг – пахотное орудие, необходимой частью которого являлся резак – нож. Плуг отрезал пласт земли и переворачивал его. Применялся на плодородных почвах, где требуется глубокая вспашка земли.
Понёва – крестьянская женская шерстяная юбочная одежда, которая закреплялась на поясе.
Поршень – старинная русская обувь типа туфель без подметки и каблука. Изготавливалась из цельного куска кожи.
Припечек, или голбец, – дощатая постройка между стеной со стороны входа и печью. Здесь хранили утварь и находился вход в погреб.
Прялка – старинное приспособление для прядения нитей, состоящее из лопасти, тонкой ножки и донца, на которое садятся.
Подворотня – широкая доска, закрывающая щель между воротами и землей.
Подклет (то, что под клетью) – нижняя часть старинного дома, обычно использовалась как кладовая.
Пойло – смесь специально приготовленных в печи крошева (мелко порубленные листья капусты, свеклы и т. п.), мякины, отрубей, остатков пищи, которые шли на корм скоту.
Полавочники – покрывала для лавок.
Полати – дощатый настил для спанья между печкой и боковой стеной крестьянской избы, под потолком.
Полок – специальные полати или высокие лавки у потолка в бане, на которых парятся.
Поставец (от «поставить») – 1) открытые полки для посуды; 2) род посуды для меда в виде закрытой деревянной или глиняной чаши.
Пуховик – очень мягкий большой матрац, перина из лебяжьего пуха.
Розвальни – низкие, расширяющиеся от передка деревянные сани без спинки и сиденья.
Рукомойник – старинное приспособление для умывания.
Рушник – старинное название полотенца, обычно с вышивкой.
Сени – в старинном доме: неотапливаемое помещение, из которого имелся выход на улицу.
Сермяга – грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета, а также кафтан из него.
Серп – сильно изогнутая полукруглая железная пластинка, сужающаяся к концу. На его внутренней кромке имеются зубья, а на противоположный конец насаживается ручка.
Скобель – плоская, неширокая, слегка изогнутая пластинка с лезвием на рабочей части и двумя рабочими рукоятями.
Скоромный стол – мясо–яично–молочный стол, который запрещен во время поста.
Слобода – район города, жители которого были наделены временными «свободами» в уплате налогов и отбывании повинностей. Как правило, ее население занималось одной профессией.
Соха – основное пахотное орудие на Руси, состоящее из толстой длинной деревянной доски с раздвоением внизу, на которое насаживаются железные сошники. По их числу различают двузубые и многозубые сохи.
Сусек – деревянный ящик в кладовой для хранения зерна.
Терем – 1) третий этаж богатого деревянного дома; 2) общее название старинного дома.
Тесло – топор со слегка изогнутой рабочей частью и лезвием, перпендикулярным топорищу.
Ток, или ладонь, – открытая площадка размером 15 х 5 м, смазанная жидкой глиной и утрамбованная, где производили обмолот зерна.
Трепало – орудие труда в виде большого широкого деревянного ножа с ручкой.
Узда – часть сбруи лошади (удила с поводьями), надеваемая ей на голову.
Устье, или чело, – лицевая часть печи, где находится отверстие для топки.
Уха – старинное название любого супа.
Ухват – железная дужка в виде рогов коровы по диаметру печных чугунов, на длинной деревянной ручке.
Ушат – невысокое деревянное ведро, на верхнем крае которого имеются два ушка с дырочками.
Ферязь – мужское долгополое верхнее платье с длинными, свисающими до земли рукавами, спереди на застежках.
Хомут – часть упряжи лошади, состоящая из двух подвижных деревянных клещей, обшитых кожей и подбитых войлоком. Надевается лошади на шею.
Цеп, или колотило, – сельскохозяйственное орудие для молотьбы, состоящее из длинной, в рост человека, рукояти и короткой, 50–70 см длиной, весом до двух килограммов рабочей части, представляющей собой короткую тяжелую палку, соединенную с рукоятью ремнем.
Чапельник – насаженная на деревянную рукоять железная полоса с высеченным из ее середины и отогнутым языком. С его помощью доставали из печи сковороды.
Чугун – специальный чугунный горшок для русской печи, в котором готовили пищу.
Шайка – небольшая деревянная емкость с ручкой.
Шесток – площадка перед входом в топку в русской печи, куда ставили печные горшки.
Ясли – ящик для корма в хлеву.



Каждый школьник имеет возможность познакомиться с Основным законом государства на сайте Президент России - гражданам школьного возраста
Посетить ПРЕЗИДЕНТСКУЮ БИБЛИОТЕКУ и пройти 3D-тур по залу Конституции и узнать ИЗ ИСТОРИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ: ПРОЕКТЫ И КОНСТИТУЦИИ XVIII-XX ВЕКОВ 

Российское историческое общество, Академический учебно-научный центр РАН-МГУ и Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина предлагает посетить Электронный музей конституционной истории России

Видеоурок "Основы экскурсоведения"

 Экскурсия - посещение музея под руководством специалиста. Это продуманный показ экспонатов или достопримечательностей, сопровождаемый интересным и умелым рассказом. Экскурсовод помогает экскурсантам  увидеть объекты, услышать об этих объектах необходимую информацию, ощутить значение исторического события, выработать собствнное отношение к материалу экскурсии в целом.
  Экскурсовод – специалист по проведению экскурсий. Установлено, что человек запоминает 10% прочитанного, 25% - услышанного, 30% - увиденного и 50% информации при комплексном восприятии зрением и слухом. Экскурсия,
состоящая из показа и рассказа, способствует лучшему запоминанию увиденного и услышанного.
  К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Экскурсовод как личность должен обладать следующими характерными чертами: любознательностью, ответственностью, активной жизненной позицией.

Музей в переводе с греческого «храм муз». Музы в древнегреческой мифологии – богини, покровительницы наук и искусств (их было 9).Святилища, посвященные музам, носили название «мусейоны» - отсюда и произошло слово «музей».

Занятие "Введение в музееведение"

Музеи Кургана и Курганской области:

 

Объявлен школьный семейный конкурс творческих работ, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Память сердца!» Положение о конкурсе

К 75-летию Победы подготовлены для просмотра видеоматериалы о наших земляках, см. здесь Для тех, кто хотел бы рассказать о своих родственниках, может присылать фотоматериалы, аудио-, видеофайлы и др. на адрес школьной почты Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Все Ваши рассказы мы разместим на школьном сайте и в группе РДШ "Салют" в ВКонтакте

Учитель в солдатской шинели

27 января 1944 года… 75 лет отделяет нас от этой даты. Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.

27 января официально отмечается День полного снятия блокады Ленинграда. Семьдесят пять лет назад  советские войска прорвали блокадное кольцо немецко-фашистских войск.     
Военная блокада города Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны, длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года - 872 дня!
Невозможно без слез и содрогания вспоминать об этих днях смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.

Сложно сегодня понять и представить, что было тогда. Но стихи, написанные о блокаде теми, кто соприкоснулся с этим адом, пробирают до дрожи, и позволяют и нам, хоть немного, прочувствовать весь ужас того, что пережили ленинградцы, и все величие их подвига!

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

 
 
 
Яндекс.Метрика