В 2003 году - в год 60-летия победы в Сталинградской битве и образования Курганской области. В. Усманов, бывший военный комиссар Курганской области, обратился с предложением провести общественную акцию по установке Памятных знаков, увековечивающих названия сел и деревень, станиц и хуторов, других населенных пунктов, навечно исчезнувших с административной карты области.

 

Ибо места их расположения - это не только какая-то территория или географическое название. Это, в первую очередь, память о людях, их когда-то заселявших, их традициях, судьбах и самобытности.

Это из этих селений уходили воины-зауральцы по призыву своей Родины в годы военных лихолетий оберегать свое Отечество. Кто только ни пытался отнять у россиян их исконно родные места, утвердиться на нашей русской земле, но были биты наполеоновские и кайзеровские войска, войска Антанты и милитаристской Японии, и, наконец, перед всем миром позорно повержены немецко-фашистские полчища в Великой Отечественной войне.

Опустели и исчезли многие селения потому, что защищая их, пали в боях родившиеся здесь сыны-патриоты Отечества, а на местах исчезнувших селений еще сохранились кладбища их предков. Поэтому, как память на века, должен стоять Памятный знак - место поклонения жившим здесь людям.

Сохранение исторической памяти - это наш общий долг перед нашими предками и как эстафета патриотизма и гражданственности будущим поколениям зауральцев.

Мне хочется рассказать вамисторию об одной исчезнувшей деревеньке, которая находилась между сёлами Уксянское и Новопетропавловское.

Давным – давно, как говорят:»Может лет 100 назад» приехал на берег реки Барнёвки переселенец, искал он подходящее место для того, чтобы построить дом, завести хозяйство. И очень понравилось ему это место; воздух чистый. Лес близко, река глубокая и чистая, рыбы много. Решил он, что не найти лучше места для дома. За грибами и ягодами далеко ходить не надо, только зайдёшь в лес, полные корзины боярки, вишни, клубники, земляники, костянки. А зверей сколько в лесу! Зайцы, волки, лисы, косули, козлы, кабаны, лоси, рыси. В реке плещутся окуни, налимы, щуки, караси, пескари, чебаки, ерши, вьюны. В множестве болот было много водоплавающей дичи: чирки, утки, нырки, гуси, ондатры. По берегам реки росла черёмуха.

Как звали этого путника никто не знает, а знаюттолько фамилию – Полозов. Какводится на Руси, людям только пример дай, а они уж своё не упустят. И спустя несколько лет, уж не один Полозов жил на берегу реки, а домов становилось всё больше и больше. 1926 году было 107 дворов, 511 жителей на трёх улицах и « подразделениях»: Одина, Богатый край, Грязнуха, Зарека, Загумна, Деревня, Кротовишна. Здесь не было медпункта, но был детский сад, школа (до 4-ох классов), магазин.Жили единолично, кто как мог выкручивался: кто воровал, кто менялся чем либо, кто торговал, девушки шли работать в няньки, мужчины батрачили. В деревне было небольшое озеро, ещё два было за деревней, в которых водилось много рыбы. Люди её ловили и продавали. Вообще население делилось на зажиточных, средних и бедных.

В 1929 году в Полозовке основали колхоз. Первого председателя звали Засыпкин Иван Кузьмич. Во время Гражданской войны он был одним из партизан и скрывались они в местных лесах. В честь его и назвали колхоз «Партизан». Почти все жители были против вступления в колхоз, но их насильно заставляли, при чем забирали всех животных: это и коров и лошадей и кур и гусей и овец. Так же нужны были колхозу и семена и сани и телеги и брички и конские плуги, бороны и полога (холщёвые самотканые полотнища, которые использовали на токах, провеивали на них зерно, закрывали ими зерно от дождя). Единолично жили в основном до 1931 года, после него уже все вступили в колхоз. Здесь разводили коров, лошадей, овец, кур, гусей, уток. Денег в колхозе не давали, работали за трудодни (за палочки). Давали немного хлеба, привозили сыворотку, колоб (из конопли выжимают масло, а отжимки прессуют в плиты, затем делят всем в деревне поровну) Ели только то, что вырастят сами, например, картошку, а её очистки садили (редко кто садил целую картошку). Собирали и ели разную траву.(гранат, конский щавель, борщ), а так же из травы стряпали хлеб (колобашки). Любые излишки в домашнем хозяйстве прятали, так как всё забирали в колхоз.

Одевались все одинаково в сермяжки – это самотканая толстая курточка, зипуны – вроде пальто, самотканые подшалки, шапок не было. Летом дети бегали босиком.

Может быть не жили бы так плохо, если бы не было так много налогов. Ведь налоги были практически на всё. Регулярно надо было сдавать овечьи шкуры, шерсть, яйца. Молоко. Если нет, покупай и сдавай. Даже бездетные платили налог за то, что у них нет детей. А если много детей. Никаких поблажек, закон для всех одинаков. Например, у Ольги Илларионовны было трое детей. Муж работал на Востоке, там и пропал без вести. Она детей растила одна и налоги платила все. Есть детям было нечего и она стала продавать свои вещи. (платья из дорогого материала, воротник с агромантом – это железные красивые пуговочки, серебряные бусы из 14-15 нитей, серёжки троекамушки из серебра).

Так как в Полозовке не было работы. Полной средней школы, то молодые пары стали уезжать в города, или переезжать в Уксянку, тем более как раз стали давать паспорта.

Маленьких детей не стало, детский сад закрыли, так же пришлось закрыть и школу. В её здании слал располагаться клуб с бильярдным и теннисными столами. Здесь же смотрели фильмы, их привозила передвижка. Натягивали простыню и дожидались появления темноты. А когда появились телевизоры, то первым его приобрёл Ильиных Иван Федорович. Постепенно взрослых школьников стало меньше и в Уксянскую школу их возить не стали, а пешком ходить очень далеко. Вот ещё одна причина, почему стали уезжать из родной деревушки Полозовки люди. А в скорее закрыли и магазин, так как покупателей стало меньше, а обворовали его за это время уже 2 раза.

Первым из Полозовки уехал Ильиных Иван Фёдорович, а затем и другие поехали. Чтобы дома так просто не бросать, их стали продавать цыганам, а те в свою очередь стали воровать у оставшегося местного населениято кур, то уток. Люди не выдержав такого соседства, стали тоже уезжать. Самыми последними покинули родное гнездовье Малозёмова Матрёна Максимовна, Кротова Екатерина, а самые последние это семья Жердева Василия. Им предоставили жильё только в 70 -80 годы.

Самые распространенные фамилии в Полозовке: Кротовы, Ильиных, Насоновы, Максимовских.

Полозовка – небольшая деревушка, но очень дружная, и все знали друг друга, спорили редко, на войну и в армию провожали всей деревней, встречали тоже всей деревней. Все гуляли на свадьбах, горе переживали сообща, друг другу помогали.

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов