"Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы, пионеры, дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!" (презентация «Пионерская организация Уксянской школы»)
Слова А. Жарова знакомы нашим бабушкам и дедушкам, родителям. Именно этими строчками начинался Гимн пионеров. Кто такие пионеры? Чем они занимались? Как проживали свои школьные годы? На эти вопросы мы и попытались ответить.
В пионеры принимали в торжественной обстановке, под звуки горна и барабана на дружинном сборе. Новички, стоя перед всей дружиной с красным галстуком на руках, произносили клятву пионеров.
«Я, Шавкунова Маша (все, кого принимали в пионеры, произносили свои имя и фамилию), вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь горячо любить свою Родину; жить и учиться, и бороться, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы юных пионеров» - из воспоминаний Вершининой М.И.
После клятвы, которую ребята произносили хором, под звуки горна и барабанную дробь. Галстуки повязывали старшие пионеры – лучшие ученики. Повязать галстук, вновь вступившим в пионеры было очень почетно. Затем звучал призыв: «Юные пионеры (или иногда говорили ленинцы) к борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!». Вслед за этими словами шел ответ: «Всегда готовы!» и ребята отдавали пионерский салют.
В краеведческом музее Уксянской школы хранится вымпел с Законами пионеров Советского союза:
    Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
    Пионер готовится стать комсомольцем.
    Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
    Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
    Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
    Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
    Пионер – товарищ и вожак октябрят.
    Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Пионерская дружина состояла из пионерских отрядов. Каждый класс до комсомольского возраста был пионерским отрядом. У каждого пионерского отряда был свой пионерский флажок.
Между отрядами организовывали соревнования по учебе, спорту, по сбору металлолома, макулатуры, пионеры помогали престарелым людям.
Каждую неделю проходило заседание Совета пионерской дружины. В Совет дружины входили ученики из каждого отряда. На нем намечали план работы, подводили итоги о проделанной работе, обсуждали нерадивых учеников за плохое поведение и неуспеваемость по предметам. Ребята боялись попасть на Совет дружины, т.к. было всё строго, серьёзно, даже могли исключить из пионеров. Это было очень серьёзным наказанием.
На сбор дружины всегда вносили и выносили Красное знамя Дружины, на котором было написано название дружины, например: «Дружина имени Сергея Тюленина».
 «Дружина, равняйсь! Смирно! Знамя внести!». После этих слов под звуки горна и барабана вносили знамя.
Пионерский отряд состоял из звеньев. Обычно в одном отряде было 3-4 звена, но могло быть и больше, это зависело от количества детей в классе. Был командир отряда, а в каждом звене – звеньевой. Обязанности в звене распределялись и менялись каждый месяц (ответственный за спортивную, учебную работу, цветовод, хозяйственник, библиотекарь). Каждый выполнял свои обязанности.
Если объявлялся сбор макулатуры, то с начало соревнование проходило в классе, чьё звено соберет больше макулатуры. Иногда для того, чтобы собрать больше макулатуры и занять первое место пионеры ходили по домам и собирали макулатуру. Итоги подводили на заседании дружины, сколько каждый отряд собрал макулатуры. За отличные показатели звено награждали вымпелом «Лучшему звену».
Мария Ивановна рассказала нам такой случай: «Когда собирали металлолом, нам даже давали лошадь (в школе в то время была) и мы ездили на лошади, только к тем, у кого было много металлолома, а у кого было немного, привозили на телегах сами».
У младших пионеров были вожатые, которые приходили и проводили беседы, игры, читали книги, водили ребят в кинотеатр, а после просмотра фильма, обсуждали, писали отзывы о прочитанных книгах и просмотренных фильмах; занимались с отстающими учениками.
Это страницы прошлого, в котором жили и воспитывались наши родители, бабушки и дедушки. Они многому научили их. Вырастили именно такими, какими мы их знаем. Прошлое не следует забывать.

Подготовила: Шайдурова Елизавета, учащаяся 7а класса.  Руководитель: Домрачева Ксения Федоровна, учитель  истории  и обществознания