Цель: познакомить с историей возникновения Свято-Троицкой церкви в с. Уксянском (см. материалы Свято – Троицкой церкви в с. Уксянском) воспитание уважения, положительного отношения к христианской вере наших предков.
Село Уксянское – бывший районный центр Челябинской области. Постановлением Президиума Челябинского облисполкома от 29 января 1935 года был образован новый Уксянский район с центром в с. Уксянском. В Уксянский район вошли сёла Басказык, 2-я Белоярка, Лобаново, Анчугово, Верх-Теча, Камышевский, Бугаевский, Казанцевский сельсовета – из Катайского района; из Далматовского района – Барабинский, Брюховской, Лебяжский, Любимовский, Макарьевский, Новопетропавловской, Песчано-Колединский, Уксянский и Юровский сельсоветы; из Шадринского района – 1-й Белоярский. 1 февраля 1963 года Уксянский район был упразднён. Село Уксянское вошло в Далматовский район.
Красивые легенды бытуют в нашем крае. Одна из них связана с происхождением названия села Уксянского. Услышали первые переселенцы, как башкиры, остановившиеся на отдых неподалёку от них, оживлённо беседовали между собой, когда обнаружили на поляне дикий чеснок. «Уксин» - запомнилось красивое слово. Вот и назвали речку Уксиночкой, а слободу Уксинской.Разоряли село Уксянское башкирские бунты, прокатилось по нему и Пугачёвское восстание.
В поселении в 1721 году была выстроена деревянная церковь. В церковных записях, вероятно, кто-то поменял букву, вот и стала Уксинская селом Уксянским. Стояла деревянная церковь 80 лет, за своё время существования деревянный храм горел несколько раз. В 1800 году было решено начать строительство церкви с каменной кладки. В раствор для прочности кладки добавляли прелые листья и куриные яйца. Яйца собирали с каждого двора как налог. Строился храм 36 лет.
<p">Заложение храма было совершено протоиреем Миловановым. На строительство прибыли люди из разных городов и сёл. В1813 году был воздвигнут первый этаж и освящён шадринским протоиреем Павлом Золотавиным с благословения пермского епископа Иустина в честь Сретения Господня. Строилась церковь долго. В 1836 году был освящён престол верхнего этажа во имя Святой Троицы протоиреем Соколовым. С этого времени Уксянский храм стал именоваться Свято-Троицким. Он был самым древним, самым высоким, самым великолепным в округе: крест, венчающий купол, был на высоте 42 метров, толщина стен-1,2 метра, самый лёгкий колокол весил 15 пудов, самый тяжелый – 115 пудов 31 фунт. Отливали колокола в Каслях и Нижнем Тагиле. Платили за каждый пуд по 12 рублей ассигнациями. Для строительства храма «двухаршинной хорошей доброты железо по 13 фунтов в каждом листе должно быть отпущено по-зимнему пути из Каслинского завода на общую сумму 850 рублей».
Каменная ограда была построена в 1828 году по проекту инженера Лалетина. Кирпич для ограды 70 тысяч штук, в том числе 20 тысяч круглого, подрядились делать далматовские мастера Федот Яковлевич Старцев и Никита Егорович Добролюбов. Парадные металлические двери и решетки для ограды изготовлены по рисункам Павла Александровича Устинова, стены алтаря расписаны далматовским живописцем Павлом Никулиным.
Церковь венчали кресты и купола. Высота самого высокого купола-25 метров. Кресты рубили из толстых брёвен особой породы, затёсывали брёвна на конус, обшивали толстыми плахами, покрывали железом, затем позолотой. И вот она - высокая величавая со стройными башнями и куполами. Старые люди говорят, что по красоте своей Свято- Троицкая церковь не уступала Московским соборам. ( по архитектуре 3-тья по Союзу, 2-ая по звучанию колоколов)
Колоколов было всего 10. Самый большой весил 500 пудов. По большим праздникам мастер своего дела – звонарь глухонемой Василий Ильиных (по прозвищу Обабок) так «играл», что душа пела.
Поражались: немой, а выводит мелодию, да ещё какую! Перезвон колоколов был слышен в Шадринскев Далматове.
Вокруг церкви росли тополя. Украшали храм каменная ограда с решётками замысловатого рисунка, ворота сказочного убранства. Но особенно празднично было внутри. Первый этаж венчал полукруглый потолок. Сверху был постлан пол, где располагался второй этаж. Туда, наверх вела резная лесенка. Стены и потолок были покрыты ликами святых, ангелов. Если сегодня убрать сегодняшнюю наляпанную глину, на нас с упрёком будут смотреть лики святых.
Служба в церкви велась по субботам и воскресеньям. Зимой - на первом этаже, летом – на втором. Началом летней службы была пасха. В 5 часов вечера в Великоденный четверг начинали службу. Перезвон колоколов звал в церковь в первую очередь исповедников. Они шли, чтобы снять свои грехи. В четверг было причастие: 12 раз читали «Евангелие», 12 раз зажигали свечи. В четверг же из «гроба» Христа брали Плащаницу (так называлась икона с распятием Христа). Помещалась она на дне «гроба». Так называемый «гроб» носит имя «рака». Он был 1,5 метра в длину и 70 см высоты.
Плащаницу ставили до воскресенья (дня пасхи) на паперть. В воскресенье все шли ко кресту: поп держал большой крест, прихожане подходили и целовали его. В день Пасхи Плащаницу и другие иконы носили вокруг церкви, затем поднимались на второй этаж. В это время открывались «царские двери». Плащаницу ставили на алтарь. И всё время почти без перерыва звонили колокола. Звон начинал большой колокол, который привезли на 40 лошадях, запряжённых в трёхосную телегу, из Шадринска в Уксянку. К языку колокола привязывали бревно с плахой. Звонарь топал ногой по плахе, отчего приходили в движение бревно и колокол, а затем уже мелкие колокола.
Церковь широко отмечала родительский день. Поп служил панихиду. Готовили кутью: распаривали рис или пшеницу, добавляя распаренный изюм, немного сахара. Отвар выливали в маленькие чайники. В церкви были столы. На них ставили чайники, настряпанный хлеб, поминальники-книжечки с именами умерших. Поп, дьяки поминали умерших. После с чайниками и хлебом шли на кладбище и угощали друг друга, нищих.
Большой праздник отмечался в Троицу, 18 августа. В этот день молодёжь ходила в лес. Девушки из веток берёзы и цветов плели венки, завивали хмель, пели песни, ездили на конях в церковь.
В церкви венчали молодожёнов, крестили новорождённых, отпевали покойников, исповедовали грехи людские.
С 1828 по 1839 год в Уксянской церкви служил Стефан Иоаннович Плотников 1786 года рождения. Плотников, дьяконов сын, был просвещён тобольским епископом Варлаамом. Сын Плотникова Григорий, будучи протоиереем Далматовской Николаевской церкви, составил описание Далматовского Успенского монастыря. Внук Стефана Иоанновича Александр Григорьевич Плотников более 40 лет служил в Белоярской церкви.
С1835 по 1852 год в Уксянской церкви служил Савва Шеин. В церковной летописи есть такая запись: «Шеин – уроженец Рязани, отличался недюжинным умом, а также самоотвержением во время крестьянского бунта в апреле 1843 года…»
В 1843 году до уксянцев дошла весть о предполагаемой продаже крестьян в крепостное состояние. Крестьянское общество взбунтовалось.
С вопросом будут ли продавать или нет, сельчане подступили в великую субботу после крепостного хода к священнику Уксянской Свято-Троицкой церкви Савве Шеину. И как не божился священник, что не будет никакой продажи крестьян под хозяина, ему не верили. Зачинщиком волнений был житель деревни Любимово. Георгиевский кавалер, отставной солдат Алексей Андреевич Маленьких, по прозвищу Шило. На другой день, 11 апреля, в великую Пасху священник с братом Василием, женой Еленой, пономарём Матвеем Тороповым и членами волостного правления, всего 15 человек, закрылись в церкви. Остались без еды и питья. Шило выставил стражу. Были взяты бунтовщиками дьякон Яков и дьячок Александр Крутиховской. 13 апреля они предстали перед судом Шило, который требовал от них каких-то то подлинников с золотой печатью и с золотыми обложками и приказал подвергнуть их пыткам. На дьякона Якова вылили 50, а на дьячка – 70 бадей холодной воды. Дьячок потерял сознание. На следующий день снова допрашивали, и дьякон сказал, что подлинник в церкви. Бунтовщики стали ломиться туда, но были отражены камнями, запасёнными на колокольне. Бунт был подавлен карательным отрядом 17 апреля. Шило был разжалован. Всем бунтовщиков наказали, их прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь.
В 1849 году священник Савва Шеин открыл в Уксянской слободе первое приходское училище. Через год это училище перешло в ведение Палаты государственных имуществ. Учителю было определено жалование 100 рублей в год. Наставником училища назначили Сергея Грушевского. В год открытия училища в нём обучалось 8 мальчиков и 4 девочки. В 1870 году училище перешло в ведение земства. В 1873 году его посещали 60 учеников. Наставник училища Николай Прозоров проработал здесь 25 лет и был удостоен ордена Святой Анны 3-й степени. В 1912-13 учебном году обучалось 58 мальчиков и 11 девочек из 374 детей школьного возраста. Из-за отсутствия помещений и учителей большинство детей не посещали школу.
В 1933 году церковь в Уксянке закрыли. Купола убрали. Самый большой колокол спускали так: в крыше и стене сделали проём, а из брёвен соорудили катушки. Но прежде пилили её целую неделю, а потом спустили. При падении он глубоко ушёл в землю. Рвали динамитом. Осколки на лошадях свезли в Шадринск. Мелкие колокола оставили в Уксянке. Кресты наверх поднимали на холстах, а спускали варварски – ломая крышу, стены.
К2008 году от церкви остались руины. Пустые глазницы храма с укором смотрят на нас, как бы вопрошая: «Люди, что вы сделали со мной? Зачем разрушили святую обитель Христа?»