В 1963 году в нашей стране была открыта совершенно необычная школа. Эта школа находилась в Москве, но «микрорайон» школы протянулся от Ужгорода и Кишинёва до Камчатки и Южного Сахалина с запада на восток и от заполярных посёлков до южных аулов Закавказья и Средней Азии. А вот москвичей среди её участников не было.
Эта школа называлась ЗМШ – заочная математическая школа. Заочная школа, по замыслу её создателей, должна дать реальную возможность способным и интересующимся математикой ребятам получить систематическую квалифицируемую помощь в углублённых занятиях.
С тех пор прошло много лет. За это время в заочной школе учились многие тысячи школьников и учителей. В то время (90-е годы) у меня в этой школе учились две ученицы – Таня Вавилова и Наташа Засыпкина. Наташа Засыпкина после 9 класса ушла из школы, а Таня окончила эту школу и получила документ об окончании школы.Теперь эта школа называется ОЛ ВЗМШ, в ней учатся ребята не только из «ближнего», но и из «дальнего» зарубежья. Из математического отделения она выросла в целую школу. ОЛ ВЗМШ является первым учебным заведением дополнительного образования не только в России и СССР, но и во всём мире. Лицей накопил уникальные методики, издал массу учебно-методической литературы, написанной известными специалистами. Работа его известна не только в нашем Отечестве, но и за рубежом. Именно уникальность Лицея позволила Международному биографическому центру (Кембридж) внести фамилию директора (который руководит Лицеем с момента его основания) в список людей, чьи заслуги признаются мировым обществом.
Впервые была открыта новая форма обучения «Коллективный ученик». В 2002 году 5 ребят из 7 класса пожелали учиться в этой группе (Саша Петров, Дима Арапу, Дима Грачёв, Надя Грачёва и Юра Огаров), родители были тоже не против. Мы выполнили вступительную контрольную работу (хотя в группу «Коллективный ученик» принимаются без вступительной работы). С нетерпением ждали ответ. Ответ был положительный, чему ребята были очень рады. Начались занятия, вначале было очень трудно организовать себя, распределить время и т.д. в течении всего периода обучения ребята получали литературу по предмету, программу, задания для контрольной работы. Все работы мы отсылали на проверку в Москву, после проверки группа получала свою работу с оценками, а при необходимости – с указаниями и рекомендациями по выполнению. Ребята проучились три семестра, за это время было выполнено 25 работ (все оценки были хорошие или отличные). За время обучения ребята более глубоко. Чем в обычной школе, усваивали основные идеи, на которых базируется курс элементарной математики, могли познакомиться с некоторыми дополнительными, не входящими в курс школьной математики, вопросами, а также решали олимпиадные задачи.
Обучение длится 4 года. Можно поступать на любой курс.
После
7 кл. – 4 года.
8 кл. – 3 года.
9 кл. – 2 года.
10 кл. – 1 год.
При этом, поступившим на 2-й, 3-й курсы будет предложена часть заданий за предыдущие курсы. Для поступивших на 4-й курс обучение проводится по специальной интенсивной программе с упором на подготовку в ВУЗ.
Часто спрашивают: какие преимущества даёт диплом об окончании школы при поступлении в ВУЗ? Формально никаких! Преимущество состоит в том, что Лицей даёт именно дополнительные знания, умение самостоятельно работать с учебной литературой (а это многого стоит), что позволяет увереннее чувствовать себя при решении нестандартной задачи, увереннее работать при решении нестандартной задачи, увереннее пробовать свои силы при поступлении в ВУЗ.
Очень жаль, что группе «Коллективный ученик» не удалось дойти до финиша. Были разные причины: объективные и субъективные. Но то, чему ребята успели научиться, не будет им лишним.
Засыпкина Таисья Андреевна