Урок по теме  «Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские   Идеал семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». «Что нужно для счастья?» — задавался вопросом Лев Толстой. И отвечал: «Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Какие герои Толстого, пройдя долгий путь духовных исканий, будут удостоены этого счастья? Что такое толстовский идеал семьи? 

«Мысль семейная» — важнейшая тема в «Войне и мире». Для Толстого это — основа основ. В романе мы видим Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких, Безуховых, есть упоминание о Бергах, Долоховых, Карагиных. Им всем присущи отличительные семейные черты. Ключевую роль в развитии сюжета играют Ростовы, Болконские и Курагины. Остановимся на их характеристике подробнее.
Первое знакомство читателя с семьёй Ростовых происходит в начале романа, когда автор показывает радушный приём по случаю именин двух Наталий — графини-матери и дочери. Неожиданно, посреди вечера, в гостиную врывается молодое поколение, привнося с собой радость и нарушая все светские приличия. В хлебосольном доме по-семейному тепло. Графиня —жена и многодетная мать. Граф Ростов «как выше, так и ниже его стоявших людей», то есть, независимо от их положения в обществе, встречает одинаково радушно. Так же, как и в салоне Шерер, там говорят о войне, но старшее поколение этот вопрос волнует потому, что сражаться идут их сыновья.
Конечно, для Ростовых характерно соблюдение светских условностей, ведь они дворяне, но за этим никогда не стоят расчёт и корысть. Их фамилия созвучна слову «простые»: они радушны и гостеприимны, естественны и откровенны, чутки и бескорыстны, умеют искренне любить.
Итак, семья Ростовых — это граф и графиня, их старший сын Николай и младший Петя, дочери Вера и Наташа. У них живёт и неродная девочка — Соня, но ей здесь уютно.
Описание именин контрастирует с картиной аскетичного быта Болконских в Лысых Горах. Располагая рядом эти эпизоды, Толстой хочет подчеркнуть, что в их жизни чувства уступают место разуму.
Тип отношений в этой семье наиболее рельефно прорисовывается в сцене прощания старого князя с сыном Андреем перед отъездом на службу. Отец понимает, что, возможно, видит ребёнка в последний раз, но воли чувствам не даёт. Главное, о чём он напоминает: для Болконских честь превыше всего.
Строг Николай Андреевич и с дочерью Марьей: сам учит её математике, чтоб не была похожа «на глупых барышень», иногда прочитывает письма от её подруги Жюли, чтоб не писали вздора. Но он искренне хочет ей счастья. Когда к девушке сватается красивый, но глупый и беспринципный Анатоль, старый князь даёт ей возможность самостоятельно принять решение и очень радуется её мудрому отказу. С годами княжне Марье всё тяжелее сносить упрёки и колкости отца, у него очень тяжёлый характер.
Однако в сцене ухода старого князя из жизни проявляется его истинное отношение к дочери. Во время Отечественной войны 1812 года, узнав, что французы уже под Смоленском, Николай Андреевич не выдерживает этого известия, своей беспомощности, чувства безысходности. «Душенька», «голубушка», «все мысли о тебе» — вот те слова, которые старый князь обращает к девушке перед смертью. Он не проявляет родительскую любовь так открыто, как Ростовы, но выражает её в неустанной заботе, чтобы дать Андрею и Марье хорошее образование, воспитать честными, достойными людьми.
Его дети строят блестящее будущее: князь Андрей — один из лучших представителей прогрессивного дворянства, отдавший жизнь за Россию. А княжна Марья в эпилоге изображена Толстым как прекрасная жена и мать. Её супруг, Николай Ростов, искренне любит её и гордится тем, что «она так умна и хороша».
Итак, характерные черты Болконских: аристократизм, гордость, острый ум, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних.
В письме своему другу Афанасию Фету от 27 июня 1867 года Толстой одобряет его определения двух видов ума: «ума ума» (Болконские) и «ума сердца» (Ростовы).
Но у этих семей есть много общего: взаимная приязнь друг к другу, естественность в поведении, отличное знание родного языка как одна из примет искренней любви к Отечеству. Это сходство позволяет противопоставить их семье Курагиных. Это светский лев князь Василий и его дети — Элен, Анатоль и Ипполит.
Свою блистательную дочь князь привозит в салон Шерер, чтобы подыскать выгодную партию. Он жалуется Анне Павловне, что дети — «обуза его существования», и просит пристроить красавца сына Анатоля к невесте побогаче. Представители этой семьи ещё не раз на страницах романа покажут своё истинное лицо: вспомним отвратительную борьбу за мозаиковый портфель с завещанием умирающего графа Безухова (князь Василий в погоне за богатством готов на любое преступление); вспомним сцену сватовства Анатоля к Марье Болконской, когда самовлюблённый повеса оказывает недвусмысленные знаки внимания компаньонке Бурьен. Этот же Анатоль, будучи женатым на польке, решит ухаживать за юной Ростовой, чем расстроит её помолвку с Болконским.
Элен выйдет замуж за Пьера, подло изменит, заберёт половину состояния и будет жить в свое удовольствие, оставшись в Москве тогда, когда всё население покинет город, ожидая французов.
«Подлая бессердечная порода» Курагиных — авторский антиидеал воспитания. Все главные черты характера формируются дома, хорошая семья — результат упорной работы над собой, и она же — залог долгой, счастливой жизни: это писатель убедительно показывает в своём романе.
К тихому семейному уюту Толстой приводит в эпилоге своих любимых героев — Наташу Ростову и Пьера Безухова, Марью Болконскую и Николая Ростова. В семье Марьи и Николая царят любовь и уважение, потому что они оба унаследовали лучшее от своих родителей и потому что «ум ума» и «ум сердца» прекрасно дополняют друг друга.
Но очевидно, что идеальным для автора является союз Пьера и Наташи. Каждый из них прошёл долгий путь преодоления собственных ошибок и заблуждений и выстрадал право быть счастливым. Пьер — интеллектуальный центр семьи (Толстой намекает на его работу в тайном декабристском обществе), Наташа — её духовная опора, она ни на секунду не прекращает своего самоотверженного труда на благо близких и воплощает толстовский идеал женщины.

Антитеза — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов.
Идеал авторский — авторское представление о том, каким должен быть человек и мир, его окружающий, оценка автором изображаемых событий и персонажей.
Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев.
Эпилог — завершающая часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев после событий, рассказанных в основной части. Иногда в эпилоге затрагиваются и обсуждаются философские и нравственные аспекты изображаемого, освещается личность автора.

Идейные линии романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Софья Андреевна Толстая, супруга Льва Николаевича, записала в дневнике его слова о том, что, создавая «Войну и мир», он «любил мысль народную», а в «Анне Карениной» — «мысль семейную». Почему же многие литературоведы утверждают, что «мысль семейная» — одна из главных идейных линий романа-эпопеи «Война и мир»?
Подсказка По мнению Толстого, постижение законов истории возможно лишь через скрупулёзное изучение всего хода человеческой жизни, включая семью.

Тренировочные задания "Элементы сюжета литературного произведения"

 

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях