Урок по теме "Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души»" Исследователи неоднократно отмечали своеобразие художественной манеры Льва Толстого и особенно такую важную черту его стиля, как глубина психологического анализа. Почему для обозначения авторской манеры писателя Н. Г. Чернышевский ввёл особый термин — «диалектика души»? Каковы формы её выражения?
«Люди как реки», — пишет Лев Толстой, подчёркивая этим сравнением сложность и многогранность человеческой натуры. В романе «Война и мир» писатель демонстрирует динамизм внутренней жизни, путь духовного развития личности.
Глубину психологического анализа ещё в ранних произведениях Льва Николаевича отмечает Чернышевский: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, — и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием».
По мнению Чернышевского, Толстого интересует «диалектика души», он выделяет такие принципы: изображение внутреннего мира человека в постоянном движении и развитии; изображение героя в переломные, кризисные моменты; событийность (влияние внешнего мира на душевное состояние).
Эти особенности нашли продолжение и в романе-эпопее «Война и мир». Первый принцип легко проиллюстрировать на примере духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Они ищут смысл жизни, любят, страдают, заблуждаются. В отличие от них, никто из нравственно чуждых автору персонажей (Элен, Анатоль, Берг) существенно не меняются на протяжении романа.
Вторая характерная черта «диалектики души» — изображение героя в кризисный момент жизни. Например, Князь Андрей под небом Аустерлица, Наташа, разорвавшая помолвку с Болконским ради негодяя Курагина, Пьер после дуэли с Долоховым, Николай Ростов, проигравший огромную сумму в карты… И во всех этих случаях Толстой передаёт сам процесс мысли, построенный на сложных ассоциациях.
Вот как автор описывает состояние Пьера после дуэли, когда он едет в Петербург и останавливается на станции в Торжке. «О чём бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь… Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Масон Баздеев, осуждает образ мыслей Пьера как «печальное заблуждение», «однообразный плод гордости, лени и невежества».
В этом примере прослеживается и событийность. Для иллюстрации этого принципа «диалектики души» можно вспомнить некоторые сцены из жизни Андрея Болконского, которые влияют на изменение его взглядов: ранение и близость смерти на поле Аустерлица, рождение ребёнка и смерть жены, любовь к Наташе и её мимолётное увлечение другим.
В разговорах с близкими по духу людьми герои Толстого делятся своими сокровенными мыслями. Обратимся к эпизоду «Богучаровский спор». Исследователи называют его «идейным, философским сражением» не только Пьера и князя Андрея на определённом этапе их пути, но и сражением ценностных систем (жить для себя — жить для других), сражением религии и её отрицания. Во время родов умирает жена Болконского Лиза, перед которой князь считает себя виноватым. Он ведёт замкнутый образ жизни, думая, что его мир ограничивается только заботой о сыне. Но Пьеру постепенно удаётся победить «мёртвый, потухший» взгляд друга, заставить говорить и даже спорить. Свидание с Пьером становится для князя Андрея «эпохой», поворачивает его жизнь в новое русло.
Ещё один способ раскрытия внутреннего мира персонажей — их письма. Вспомним переписку княжны Марьи с её подругой Жюли Карагиной. Письма Жюли пусты и манерны, в то время как Марья пишет о своей искренней вере в Бога, христианском смирении и любви к ближнему. Мы видим её душевную чистоту, спокойствие и ум.
Средством психологической характеристики является также портрет персонажа. Развёрнутых образов у Толстого нет, он ставит акцент на одной детали внешности. При этом автор показывает изменение облика героев в той или иной ситуации, делая портрет более динамичным. Например, лицо хорошенькой маленькой княгини в минуту гнева приобретает «зверское, беличье выражение», а некрасивая Марья Болконская при встрече с Николаем Ростовым преображается до неузнаваемости.
Часто внутреннее состояние героя передаётся через зарисовки природы. В кризисные, переломные моменты жизни персонажей Толстой нередко вводит описание пейзажа. Для всех положительных героев когда-то открывается их «небо»: князю Андрею под Аустерлицем — высокое и бесконечное, Николаю Ростову в первом бою — спокойное и голубое, Пьеру — тёмное звёздное небо с кометой 1812 года, знаменующей новый этап; засыпающему Пете Ростову перед последним боем — волшебное, чёрное, чистое небо, до которого можно достать рукой.
Окружающий мир может по-разному восприниматься героями в зависимости от их душевного состояния. Так, в момент внутреннего кризиса князь Андрей отождествляет свои переживания с «мыслями» старого дуба, не желающего верить обаянию весны. Позже Болконский видит дерево, уже покрытое листвой, и на него вдруг находит «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». С помощью пейзажной зарисовки Толстой показывает его возрождение к жизни.
Ещё одно важнейшее средство психологической характеристики в романе — сны героев, имеющие символическое значение. Пьер Безухов видит их после Бородинского сражения в Можайске и в плену; Андрей Болконский — перед смертью; Петя Ростов — перед последним боем; сын Болконского Николенька — в конце романа.
Сон Пьера о глобусе после смерти Платона Каратаева — важная ступень духовного развития героя. Шар — образ «сопряжения» универсального и личного в гармоническое, вечно движущееся единство. Это проекция человеческой души, способной раствориться в космосе, но не исчезнуть, а впитать в себя мир и восполнить собой мироздание. К таким размышлениям приходит Безухов.
Подведём итоги. В романе «Война и мир» Толстой не только продолжает традиции русской психологической прозы, но и отображает внутренний мир любимых героев в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, неустанных поисках верного пути, ведущего к правде и добру. В этом, по мнению автора, выражается истинная красота человека.
«Чернышевский правильно отмечал, что писатель, способный подвергать такому беспощадному анализу поступки, мысли, переживания других людей, должен был пройти огромную школу самонаблюдения и самоанализа. “Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”.
В отличие от других писателей, по определению Чернышевского, Толстого более всего интересует “сам психический процесс, его формы, его законы, — диалектика души…”. “Другая сила” таланта писателя, придающая ему необычайную свежесть, — это “чистота нравственного чувства” … Чернышевский предвидит, что его талант в дальнейшем своём развитии обнаружит новые грани, но “эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства” — останутся в нем навсегда». (Бычков С. П. «Толстой в оценке русской критики»)
Внутренний монолог – важнейший приём психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.
Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Монолог – речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому.
Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.
Портрет — описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа
Тренировочные задания