Сегодня мы познакомимся с русским писателем и художником Евгением Ивановичем Чарушиным. Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901 года в Вятке на Урале. Писатель и художник Евгений Чарушин      Евгений Чарушин - художник-анималист  Е. И. Чарушин, биография
Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным.
У Чарушина в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.
Ни одного дня Женя не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Отец Жени Чарушина был архитектором- художником. Ватман, тушь, краски- всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал. В отличие от своего отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери. Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нём начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти, краски. И, оказалось, природа наградила его и даром художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: «Щур», «Птенцы», «Волчишко»- не столько написаны, сколько «нарисованы». Их текст слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки. Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник –анималист. Слово «анималист» означает «рисующий животных». С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котёнка» рыси и других малышей. А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист?
Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с произведением Евгения Ивановича Чарушина «Кабан». Рассказ "Кабан" учит подмечать интересные факты о природе и любить её. Мы можем научиться наблюдать за поведением зверей и общаться с природой. Этот рассказ интересен описанием необычных привычек животных, которые живут в зоопарке.
Урок по теме "Евгений Иванович Чарушин "Кабан""

Ключевые слова- марал, студень, унимать , небоскрёб, стегать, буянить, сопеть, гуськом, анималист.
Марал - крупный сибирский олень.
Студень- кушанье из сгустившегося от охлажденья мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы (холодец).
Унимать – прекратить, остановить.
Небоскрёб – высотный многоэтажный дом.
Стегать – бить прутиком.
Буянить – шуметь, драться.
Сопеть – издавать звуки.
Гуськом – друг за другом.
Анималист- человек, который рисует животных.
Читать Евгений Иванович Чарушин "Кабан"
Слушать аудиокнигу Евгений Иванович Чарушин "Кабан"

Тренировочные задания    Проверочная работа по теме урока    Тест1        Тест2

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)    Биография русского писателя, прозаика и публициста М. М. Пришвина     Урок по теме "Михаил Михайлович Пришвин. "Выскочка""

О природе писали многие писатели – натуралисты: Д.С. Мамин – Сибиряк, Е. Чарушин, В. Астафьев, А. Куприн. Среди них М. М. Пришвин- известный русский писатель – натуралист. Михаил Пришвин.  Михаил Михайлович Пришвин написал: «Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лесная капель».
Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Михаил Пришвин писал:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
-Как вы понимаете эти значение этих слов?
Это значит, что человек любит и заботится о себе и своей Родине.
- Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать
Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».
- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?
Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова.
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

В произведении встретятся термины, такие как:

Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
Выводок - птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
Сородичи – родственники
Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В Даль)
С заскоком и пыльцой в голове – глупая
срам –стыд, позор;
бдительность - внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Читать М. М. Пришвин "Выскочка"
Слушать аудиокнигу М. М. Пришвин "Выскочка"

Тренировочные задания по теме урока        Тест

Урок по теме "Философия истории Толстого. Истинный и ложный патриотизм"  Сравнение истории с часовым механизмом. Лев Толстой сравнивал историю с огромным механизмом башенных часов, где вертятся и передают друг другу движение десятки маленьких шестерёнок, но главное движение происходит неожиданно, как бы само собой и никак не связано с самостоятельным вращением каждой детали. Какие ещё историко-философские воззрения писателя нашли отражение в его романе?

Авторское отступление (лирическое отступление) — внесюжетный элемент произведения; особая форма авторской речи, отклонение автора от непосредственного хода сюжетного повествования; оценка автором героев или сюжетной ситуации, рассуждение автора на философские, публицистические, эстетические, моральные и другие темы, воспоминания автора о событиях собственной жизни и так далее.
Идея произведения — главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
Концепция — система взглядов на что-нибудь, основная мысль чего-нибудь.
Философия истории — взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий.

Обобщение по произведению "Война и мир"

60-е годы XIX века в России — удивительное время: после долгой безгласности (1825–1855 годов) становится возможным, хотя и под присмотром цензуры, выражать публично политические взгляды через журналы. Всего за четыре года, с 1856 по 1860, в России появляется 145 изданий. Наступает новая эпоха в развитии общества и страны.
В литературе определяющим становится вопрос о том, кто и как должен управлять ходом истории, кто приведёт страну к счастливому будущему. Все литературные герои этой эпохи (Базаров, Обломов, Штольц, Рахметов, Рудин) неотделимы от временного контекста.
Концепция истории в «Войне и мире» носит ярко выраженный полемический характер. Писатель хочет показать своим современникам, каковы её движущие силы, и кто ими управляет. Лев Николаевич считает: для того, чтобы совершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин». Историю, по убеждению Толстого, делают не отдельные личности, а народ. Самой яркой иллюстрацией этой мысли служит описание оставления Москвы её жителями. Люди покидают город не по приказу, а по своей воле, не думая ни о славе, ни о подвиге, ни о величии. Они «уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшей славою русского народа».
Видные деятели — полководцы, государи — в своих решениях наименее свободны: «Царь есть раб истории». Следование этой концепции придаёт своеобразную окраску образам Кутузова, Наполеона, Александра I, Растопчина. В романе-эпопее есть эпизоды, когда Александр I назначает Кутузова главнокомандующим вопреки своему желанию, выполняя волю народа.
Но есть в «Войне и мире» и примеры, когда судьбоносное решение зависит от воли одного человека. Это, например, приказ Кутузова оставить Москву без сражения.
Историческое движение, по мнению писателя, вытекает из «бесчисленного количества людских произволов». Здесь можно вспомнить и сравнение хода истории с работой часового механизма, когда десятки маленьких шестерёнок вертятся и передают друг другу импульс, но главное действие происходит неожиданно, как бы само собой и никак не связано с самостоятельным вращением каждой детали. Человеческому уму «недоступна совокупность причин явлений», а потому фатализм в истории неизбежен.
«В эпопее писатель построил огромную художественную пирамиду, поставленную на прочное основание, имя которому — народ. Образ народа в эпопее Толстого не только и не столько объект изображения, сколько художественная концепция мира», — отмечает литературовед Николай Гей. Толстой написал «Войну и мир» ради одной простой мысли, которая пронизывает всё его творение, — это «мысль народная».
Вот почему для своего произведения писатель выбирает эпоху настоящего патриотического подъёма: в такое время перед лицом общей беды народ массово объединяется, различия между классами и сословиями стираются.
Автор не случайно изобразил две войны в романе: в первой русские потерпели поражение, потому что борьба в составе союзнической армии на территории Австрии не имела нравственной цели. Отечественная война 1812 года — справедливая битва, «дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и… гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».
Волю к победе писатель изображает и в массовых сценах (сдача Смоленска, подготовка к Бородинскому сражению и другие), и в ярких отдельных образах настоящих народных героев: капитанов Тушина и Тимохина, партизана Тихона Щербатого. С их именами связывается в романе понятие истинного героизма, скромного, незаметного, лишенного торжественности и крикливости. Эти «маленькие герои» большой войны — важнейшие персонажи романа для Толстого.
Как неприятны по сравнению с ними штабные офицеры, стремящиеся только к тому, чтоб «получить крестик или ленточку»! Как ничтожны представители высшей знати, высокопарно разглагольствующие о том, что Отечество в опасности, и назначающие штрафы за французские слова.
Все герои, все их мысли и действия испытываются общенародным делом — Отечественной войной: так, князь Андрей чувствует небывалый подъём перед Бородинским сражением. Высшая похвала, которой удостаивается Болконский, — прозвище «наш князь», данное ему солдатами.
Все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков. На свои средства он снаряжает тысячу ополченцев, разрабатывает план убийства Наполеона, а во время Бородинского боя находится на батарее Раевского.
Наташа Ростова, охваченная чувством единения с народом, отдаёт подводы под раненых, а её младший брат Петя погибает в схватке с врагом. Так все любимые герои проходят свой путь единения с народом, что для Толстого и является высшим мерилом настоящей личности.
Итак, в романе-эпопее «Война и мир» Толстой выражает свой, особенный взгляд на развитие истории, утверждая, что оно происходит стихийно. По сути, множество мелких событий привело в итоге к изгнанию войск Наполеона. Но большинство русских людей действовали на основании одного и того же чувства, которое лежало в душе каждого из них, — «скрытой теплоты патриотизма». Идея единства, которая чётко просматривается на всех уровнях гениального творения, и явилась решающим фактором в столь масштабном историческом свершении — победе русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Тренировочные задания    ЕГЭ–2021, литература: задание № 2 по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Самопроверка

Урок по теме "Искания и обретения Пьера Безухова"  Среди любимых героев романа Толстого «мсье Пьер», с его «кроткой, детской улыбкой» и «золотым сердцем» занимает особое место. Почему же именно его, неуклюжего, рассеянного, вечно занятого «не тем, что было перед глазами, а чем-то своим, особенным», писатель в конце романа награждает счастьем и приводит к активной общественной деятельности? 

Внутренний монолог – прямое, полное и глубокое воспроизведение мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.
Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.
Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.
Эпизод – небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Любимые герои Толстого – Андрей Болконский и Пьер Безухов – проходят сложный путь духовных исканий. Как передовые люди своего времени, они тяготятся пустой светской жизнью, хотят быть полезными в своей деятельности.
Впервые на страницах романа Пьер появляется двадцатилетним молодым человеком, только что прибывшим из-за границы. Он неловок и рассеян, «не умеет войти в салон» и ещё менее умеет «из него выйти». Хозяйка салона, Анна Павловна Шерер, с беспокойством относится к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в … гостиной». Пьер говорит то, что думает, резко отстаивает свою точку зрения о гениальности Наполеона.
Незаконнорождённый сын графа Безухова в молодости совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы в компании Долохова и Анатоля Курагина, а позже, став наследником огромного состояния, позволяет Василию Курагину женить себя на Элен.
Измена жены становится причиной дуэли Безухова с Долоховым. Случай оставляет не умеющего стрелять Пьера невредимым, Долохов получает ранение. Пьера мучит осознание того, что одна ошибка (женитьба без любви) влечёт за собой другую. Мысль о том, что он едва не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.
«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» – спрашивает себя Пьер и не может найти ответа на эти вопросы, «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь» (внутренний монолог как один из приёмов психологического анализа образа и проявление толстовской «диалектики души»). Спасение для себя герой находит в масонстве, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Масоны проповедовали любовь к ближнему, нравственное самоусовершенствование и через него – исправление всего человеческого общества. Именно эту, нравственную сторону воспринял в масонстве Пьер. Это давало ему иллюзию выхода из тупика, открывало дорогу деятельности, по которой он тосковал.
Пьер решил отпустить на волю своих крестьян, а до тех пор облегчить их положение и заняться их просвещением. Но управляющий сумел обмануть наивного Пьера, убедив его в том, что все эти замыслы уже воплощены в жизнь, а крестьяне и так счастливы, без освобождения от крепостной зависимости. Вдохновлённый масонскими идеями, Пьер, навещая своего друга Болконского, утверждает: «И главное, я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье в жизни».
Вскоре герой разочаровывается в «братстве вольных каменщиков». Со смертью духовного наставника Баздеева Пьер погружается в новый кризис: он разуверяется в самой возможности общественно полезной деятельности и превращается в «отставного добродушно-доживающего свой век в Москве камергера, каких были сотни».
Этому способствует и помолвка Болконского и Наташи Ростовой. Не отдавая себе отчёта, Пьер тянулся к ней, любя её непосредственность, искренность, внутреннюю красоту.
После разрыва Ростовой и Болконского Пьер, утешая Наташу, неожиданно для себя самого произносит слова: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в
мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей». Комета 1812 года, которую видит Пьер мокрыми от слёз глазами, «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягчённой и ободрённой душе».
Война 1812 года пробудила в Пьере патриотические чувства: он снарядил на свои деньги тысячу ополченцев, а сам решил остаться в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».
Перед Бородинским сражением и во время него Пьер вместе со своим народом. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всех русских людей. Он восхищён мужеством солдат, стыдится своей неловкости, своего страха. Одетый «не по-военному», в зелёный фрак и белую шляпу, он вызывает улыбки солдат, которые «сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью» и дали прозвище «наш барин».
«О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!» – думает Пьер, вспоминая страшные впечатления, «в которых он жил в этот день». Ему хочется быть похожим на тех бесстрашных солдат, «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».
Возвратившись в Москву, он не убивает Наполеона, как задумал, но спасает ребёнка на пожаре, защищает женщину от французских мародёров. Он совершает подвиг, даже не осознавая этого, а потом попадает в плен, чувствуя себя «ничтожной щепкой, попавшей в колёса неизвестной ему машины».
В плену Пьер пережил ещё одно потрясение – расстрел французами ни в чём не повинных людей. «С той минуты, как Пьер увидал это убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг сломалась пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора».
Исцеляющее влияние на израненную душу Пьера оказал простой русский солдат – Платон Каратаев. В общении с ним Пьер «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаевское любовное отношение к миру, полное слияние с жизнью, ощущение себя «как частицы целого» помогает Пьеру прийти к более глубокому пониманию смысла жизни: «В плену … Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».
«Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии». Так меняется Пьер после плена. И писатель дарит своему герою высшую награду – взаимную любовь и семью. В эпилоге у Пьера и Наташи четверо детей, в семье царит любовь и взаимопонимание.
Потребность мысли, анализа вновь вернулись к Пьеру. Он занят политической борьбой, критикует правительство и охвачен идеей организации тайного общества. В финале романа герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».
Пьер Безухов – один из главных героев «Войны и мира». Своей неудовлетворённостью окружающей действительностью, поисками смысла жизни он напоминает традиционного для русской литературы «лишнего человека». Но Толстой выходит за рамки традиции: его герои живут в великую эпоху, которая «преображает разочарованных героев» (Ермилов В. В.). Так же, как Болконский, Пьер проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Среди его заблуждений – обожествление Наполеона, масонство, несчастливый брак без любви. Но, в отличие от Болконского, этого героя автор приводит к единению с народом, осознанию себя частью мира. Счастье, которым «награждает» Толстой любимого героя в эпилоге, не успокоило в нём дух исканий.

Тренировочные задания

Урок по теме "Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика персонажей"  Немецкий писатель Томас Манн называл «Войну и мир» «грандиозным творением», восхищался его «творческой мощью», но не мог принять «радикального … отрицания героя, великого человека». Почему Толстой резко отрицательно относился к Наполеону и с любовью – к Кутузову? Соответствуют ли образы, созданные в романе, реальным историческим личностям?      Кутузов и Наполеон

Антитеза — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов; бывает словесная или стилистическая, образная, композиционная, фактически содержательная; иногда по принципу антитезы может быть построено всё произведение.
Сравнительная характеристика героев литературного произведения так же, как и характеристика индивидуальная, включает описание портрета, черт характера героев, но в данном случае эти черты могут сравниваться по различным основаниям: по степени сходства, отличию.
Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.

Отличительной особенностью романа «Война и мир» является сочетание художественного изображения жизни с философскими рассуждениями автора. Толстого волнуют вопросы: «Какая сила движет народами? Насколько велика роль личности в истории? Что такое случай? Что такое гений? Что такое власть?» По мнению писателя, «в исторических событиях так называемые великие люди суть только ярлыки, дающие наименование событию». Отдельные личности, по убеждению Толстого, не могут влиять на совершающиеся события: «Наполеон во всё время своей деятельности был подобен ребёнку, который, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Писатель не только не признаёт его гениальности, но и показывает его в своём романе ничтожным, тщеславным позёром.
В больших исторических событиях направляющей и движущей силой, по убеждению писателя, является народ, и истинно великими оказываются люди, воля и стремления которых совпадают с волей и «бесконечно-малыми» стремлениями народных масс. Таким человеком в романе «Война и мир» является Кутузов. Величие этого полководца Толстой видит в том, что его слова и действия вытекают «не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего так же, как и в душе каждого русского человека».
Образы двух полководцев в романе изначально противопоставлены. Этот приём в литературоведении получил название антитезы. В «Войне и мире» это ведущий композиционный приём: по принципу антитезы построен весь роман, где война противопоставлена миру на всех сюжетных уровнях (начиная с заглавия), статичные герои – развивающимся, Москва – Петербургу, Кутузов – Наполеону.
С противоречивых оценок личности Наполеона начинается роман: в салоне Шерер говорят о его вероломстве, захватнической политике; Пьер видит в Бонапарте великого человека, а Болконский утверждает: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подаёт руку, но... есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Первое появление Кутузова в романе – сцена смотра под Браунау. Толстой показывает полководца глазами солдат и батальонных командиров. Он стар, тяжело ступает. Но при этом добр, внимателен, видит, как одеты солдаты, замечает разбитую обувь. В каждом подчинённом он видит человека. В строю узнаёт капитана Тимохина: «Ещё измаильский товарищ… Храбрый офицер!» (Т.I, ч.II, гл.2). При изображении кампании 1805-1807 г.г. мы услышим голос Кутузова, когда он прикажет Багратиону с четырьмя тысячами солдат задержать 40-тысячную французскую армию, чтобы дать возможность русской армии выйти на соединение со своими частями: «Ну, князь, прощай… Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг». При этих словах Кутузов плачет и, обнимая Багратиона, крестит его.
«Живого» Наполеона мы видим на Праценской горе, когда он по привычке объезжает поле после сражения. Образ Бонапарта, звук его голоса дан в восприятии Андрея Болконского: «Вот прекрасная смерть!» – говорит Наполеон кощунственные слова. Болконскому, понимающему, что перед ним – его кумир, «так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…» (т. I, ч. III, гл. 19.).
Отношение Бонапарта к своим солдатам рельефно прорисовано в эпизоде «Переправа через Неман»: «Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди… Они … гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали…» (т.III, ч.I, гл. 2). Люди для Наполеона – «пушечное мясо», пешки в шахматной игре.
Наполеон Толстого, в противоположность простому, скромному Кутузову, – человек самовлюблённый, постоянно помнящий о том, что всё, что он говорит и делает, «есть история». Театрально-фальшиво его поведение перед Бородинским сражением, когда придворные подносят ему портрет сына: он «сделал вид задумчивой нежности», дотронулся, «сам не зная для чего, рукой до шероховатости блика портрета» (т. III, ч. II, гл.26). Кровопролитное Бородинское сражение он воспринимает как игру: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».
Русский главнокомандующий перед боем просит благословения у Бога и сил у родной земли. Сцена крестного хода с иконой Смоленской Божьей Матери, символизирующего единение всего русского народа перед лицом грозного врага, сменяется изображением молебна. Кутузов подходит к иконе, опускается на колени, прикладывается к иконе и снова кланяется, дотронувшись рукой до земли…
Главное отличие между Кутузовым и Наполеоном проявляется при изображении Бородинской битвы. Кутузов следит за духом войска и отдаёт лишь те приказы, которые могут усилить его стойкость: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении на французов. Он понимает, что «есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».
Изображая Наполеона во время боя, Толстой пишет, что он отдаёт массу приказов, думая, что руководит сражением, в то время как эти приказы «или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» – менялась обстановка и приказ становился неверным.
Писатель окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе перед вступлением в Москву. Через внутренний монолог героя Толстой обнажает в нём мелочное тщеславие и позёрство: «Одно моё слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица … Я должен быть великодушен и истинно велик». Поняв, что Москва пуста, он лишь произнес: «Какое невероятное событие!» (т. III, ч.III гл.19,20).
Насколько тяжело далось Кутузову решение об оставлении Москвы, читатель может судить по сцене «Совет в Филях». Это событие даётся глазами крестьянской девочки. Ребёнок свободен в восприятии, никакие красивые слова о «священном долге» не затмят для Малаши фальшивой интонации. Ей непонятно, о чём говорят военные, но всей душой она сочувствует Кутузову: «...в душе своей она держала сторону дедушки». А для него главное – сохранить армию: «Пока цела армия, цела и Россия».
Правоту мудрого полководца подтвердила жизнь. Спустя всего несколько месяцев некогда великая и непобедимая армия, оставленная Наполеоном, позорно отступала. Толстой утверждает, что «только невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность Наполеона сделали из него гения и кумира». Писатель раскрывает антинародный характер его деятельности как захватчика, душителя свободы народов.
В отличие от Наполеона, для которого война – путь к славе, Кутузов воспринимает войну как самое страшное в мире зло. В тяжёлый для Родины час он демонстрирует свои лучшие качества: патриотизм, близость к народу, мудрость, терпение, проницательность. Этот народный полководец, думающий о судьбе Отечества, подлинно велик.

Тренировочные задания        Самопроверка

Урок по теме "Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа"  В романе-эпопее «Война и мир» судьбы героев, сложно переплетаясь, развиваются на фоне глобальных исторических событий, главное из которых — Отечественная война 1812 года. Почему Бородинское сражение, явившееся переломным событием в ходе войны, считают и идейно-композиционным центром романа Толстого? 

Фра­гмен­т из ки­но­филь­ма Сергея Бондарчу­ка "Вой­на и мир" сос­то­я­ние ге­ро­ев эпо­пеи пе­ред Бо­ро­дин­ским сра­же­ни­ем.             Фрагмент фильма "Вой­на и мир" 1967. Ба­гра­ти­он

«Война и мир» на Бородинском поле  виртуальный тур в  Бородинский военно-исторический музей-заповедник

«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так Л. Толстой описывает начало Отечественной войны 1812 года. Война входит в мирную жизнь просто и страшно. Яков Алпатыч, управляющий в имении князя Болконского, едет в Смоленск к губернатору, чтобы разузнать обстановку: «Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы. С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба ... В присутственных местах, в лавках, на почте, все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга».
На фоне толпы в этой городской сцене рельефно выписаны фигуры отдельных людей: жалобно причитающей кухарки с разбитым снарядом бедром, «человека во фризовой шинели», поджёгшего собственный дом, купца Ферапонтова.
Любимые герои Толстого, отбросив всё личное, становятся единым целым с народом. Князь Андрей после сдачи Смоленска твёрдо решил остаться среди самых нужных на войне людей – солдат и офицеров действующей армии; Пьер на свои деньги снаряжает целый полк; семья Ростовых, покидая Москву вместе с другими жителями, отдаёт свои подводы под раненых, не думая, что почти всё имущество придётся оставить на разорение французам.
В главе V третьей части тома III Толстой авторской характеристикой подводит итог поведению мирных жителей: «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали, и истребляли то, что оставалось… Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего … они уезжали каждый для себя, а вместе с тем, только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшею славой русского народа». В этом, по Толстому, и проявилась «скрытая теплота патриотизма» с его естественной, от души идущей силой.
Центральным эпизодом в изображении войны 1812 года является Бородинское сражение. Оно считается кульминационным моментом в развитии действия – и потому, что в действительном ходе войны после этого сражения наступление французской армии было остановлено, и потому, что это событие – точка пересечения судеб главных героев, и от пережитого ими зависит и их собственная жизнь, и жизнь тех, кто связан с ними духовными или семейными узами.
Большинство сцен до сражения и во время него показано глазами самого «невоенного» героя – Пьера Безухова. Такая подача материала не случайна: Толстой стремился показать настроение воинов как главную причину победы. Пьер, не занятый непосредственно в сражении и ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения, наблюдает за духом войска, настроением солдат.
Именно желанием доказать, что Бородинское сражение было нравственной победой русских, объясняется введение в роман плана сражения (ч. II, гл. XIX). Автор утверждает, что сражение произошло на случайной, неудобной и не выгодной для русских позиции, и тем не менее, победа была предрешена.
Перед сражением Пьер видит и слышит вокруг себя то, что говорит о необходимости победы и уверенности в ней. Пропуская обоз с ранеными под Можайском, он слышит слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва, один конец сделать хотят». (гл. XX)
Его потрясли мужики-ополченцы «в белых рубашках… оживлённые и потные», готовящие линию обороны на огромном кургане. Их вид «подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».
О том, что ополченцы, готовясь к смертному бою, надели белые рубахи, узнал и Кутузов. Это произошло во время молебна накануне сражения. «А!.. чудесный, бесподобный народ», – произнёс главнокомандующий.
В ночь перед сражением состоялась последняя встреча Пьера с князем Андреем. Болконский тоже уверен в победе.
В день Бородинского сражения Пьер оказывается в его эпицентре – на батарее Раевского (Т.III, ч. II, гл. XXXI – XXXII). Он напуган, вокруг кровь и смерть. Пьер изумленно смотрит на солдат, которые подносят снаряды, заряжают орудия, шутят – над Пьером, над гранатой, над собой. «А они, – думает Пьер после сражения, – всё время до конца были тверды, спокойны…»
Пьеру хочется «войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими» (Т.III, ч. III, гл. IX). Постепенно, наблюдая за «разгоранием внутреннего огня», Пьер и сам стал участником боя, вызвался подносить снаряды, когда рядом не оказалось никого в живых. Там, на батарее Раевского, «он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».
Бородинское сражение, по убеждению Толстого, стало нравственной победой русских войск. Потеряв половину своего состава, русские стояли так же грозно в конце сражения, как и в начале его. Французы поняли нравственное превосходство противника, что впоследствии предопределило исход войны. «Бородинское сражение с последовавшими за ним занятием Москвы и бегством французов, без новых сражений, – пишет Толстой, – есть одно из самых поучительных явлений истории». (Л. Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV ч. III, гл. I).
В романе Толстого Наполеон – самовлюбленный деспот, играющий роль властелина мира. Накануне сражения он произносит: «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра». Но в день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». Толстой акцентирует внимание на том, что Наполеон отдаёт массу приказов, думая, что руководит сражением, в то время как эти приказы «или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы» (гл. XXXV), т.к. менялась обстановка и приказ становился неверным. Французы возвращались с поля боя «расстроенными, испуганными толпами».
Кутузов же следит за духом войска и отдаёт лишь те приказы, которые могут усилить его стойкость: приказывает оповестить войска о пленении Мюрата, о завтрашнем наступлении на французов. В романе Толстого Кутузов изображён как опытный полководец и мудрый, прямодушный человек, радеющий за Отечество. Андрей Болконский говорит о главнокомандующем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он всё выслушает, всё запомнит и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».
Бородинское сражение не привело к немедленному перелому в ходе войны, для успешного её завершения требовалось время, чтобы восполнить потери, подготовить резерв. Большой урон отступающим французам наносили партизанские отряды. Это были крестьяне, вооружённые вилами и дубинами, небольшие отряды русской армии. Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, ставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов.
«Партизаны уничтожали великую армию по частям». Одного из мужиков-партизан Толстой рисует крупным планом. Это «самый полезный и храбрый» человек в отряде Денисова – Тихон Щербатый. Расторопный крестьянин сначала выполнял чёрную работу: раскладывал костры, ходил за водой, но вскоре начал уходить по ночам и всякий раз приносил с собой добычу – французское оружие и платье, а когда приказывали, приводил и пленных. «Ну, ловок», – говорят о нём в отряде. В образе этого находчивого, бесстрашного партизана, страстно ненавидящего врага, воплощён дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого – это возмездие за разорение и гибель, это «дубина», которая «со всею своею грозною и величественной силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». (т. IV, ч. III, гл. I)
Совсем другой тип человека из народа воплощён в образе Платона Каратаева. С ним Пьер Безухов познакомился в плену. Этот человек кажется Пьеру «олицетворением всего русского, доброго и круглого» (т. IV, ч. I, гл. XIII). Он прост и спокоен, неприхотлив, доброжелателен и мастеровит. Каратаев возрождает в Пьере веру в справедливость жизни.
Детализируя эпизодические образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, Толстой показывает в них воплощение противоположных сторон русского национального характера: смекалки, ловкости, вынужденной жестокости – с одной стороны, и доброты, всепрощения, жалости ко всему живому – с другой.
Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли. Он не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступления русских в Париж. Такое композиционное решение оттеняет идею книги: справедливой является только освободительная война, а всё, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось только для славы.
«И благо тому народу… – заканчивает свои размышления автор, – который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». (т. IV, ч. III, гл. I)
Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия.
Лейтмотив — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения.
Метафора — скрытое сравнение.
Сравнение — вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.
Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка.
Эпитет — образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным.
Тренировочные задания

Урок по теме "Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души»"  Исследователи неоднократно отмечали своеобразие художественной манеры Льва Толстого и особенно такую важную черту его стиля, как глубина психологического анализа. Почему для обозначения авторской манеры писателя Н. Г. Чернышевский ввёл особый термин — «диалектика души»? Каковы формы её выражения?

«Люди как реки», — пишет Лев Толстой, подчёркивая этим сравнением сложность и многогранность человеческой натуры. В романе «Война и мир» писатель демонстрирует динамизм внутренней жизни, путь духовного развития личности.
Глубину психологического анализа ещё в ранних произведениях Льва Николаевича отмечает Чернышевский: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, — и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием».
По мнению Чернышевского, Толстого интересует «диалектика души», он выделяет такие принципы: изображение внутреннего мира человека в постоянном движении и развитии; изображение героя в переломные, кризисные моменты; событийность (влияние внешнего мира на душевное состояние).
Эти особенности нашли продолжение и в романе-эпопее «Война и мир». Первый принцип легко проиллюстрировать на примере духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Они ищут смысл жизни, любят, страдают, заблуждаются. В отличие от них, никто из нравственно чуждых автору персонажей (Элен, Анатоль, Берг) существенно не меняются на протяжении романа.
Вторая характерная черта «диалектики души» — изображение героя в кризисный момент жизни. Например, Князь Андрей под небом Аустерлица, Наташа, разорвавшая помолвку с Болконским ради негодяя Курагина, Пьер после дуэли с Долоховым, Николай Ростов, проигравший огромную сумму в карты… И во всех этих случаях Толстой передаёт сам процесс мысли, построенный на сложных ассоциациях.
Вот как автор описывает состояние Пьера после дуэли, когда он едет в Петербург и останавливается на станции в Торжке. «О чём бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь… Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Масон Баздеев, осуждает образ мыслей Пьера как «печальное заблуждение», «однообразный плод гордости, лени и невежества».
В этом примере прослеживается и событийность. Для иллюстрации этого принципа «диалектики души» можно вспомнить некоторые сцены из жизни Андрея Болконского, которые влияют на изменение его взглядов: ранение и близость смерти на поле Аустерлица, рождение ребёнка и смерть жены, любовь к Наташе и её мимолётное увлечение другим.
В разговорах с близкими по духу людьми герои Толстого делятся своими сокровенными мыслями. Обратимся к эпизоду «Богучаровский спор». Исследователи называют его «идейным, философским сражением» не только Пьера и князя Андрея на определённом этапе их пути, но и сражением ценностных систем (жить для себя — жить для других), сражением религии и её отрицания. Во время родов умирает жена Болконского Лиза, перед которой князь считает себя виноватым. Он ведёт замкнутый образ жизни, думая, что его мир ограничивается только заботой о сыне. Но Пьеру постепенно удаётся победить «мёртвый, потухший» взгляд друга, заставить говорить и даже спорить. Свидание с Пьером становится для князя Андрея «эпохой», поворачивает его жизнь в новое русло.
Ещё один способ раскрытия внутреннего мира персонажей — их письма. Вспомним переписку княжны Марьи с её подругой Жюли Карагиной. Письма Жюли пусты и манерны, в то время как Марья пишет о своей искренней вере в Бога, христианском смирении и любви к ближнему. Мы видим её душевную чистоту, спокойствие и ум.
Средством психологической характеристики является также портрет персонажа. Развёрнутых образов у Толстого нет, он ставит акцент на одной детали внешности. При этом автор показывает изменение облика героев в той или иной ситуации, делая портрет более динамичным. Например, лицо хорошенькой маленькой княгини в минуту гнева приобретает «зверское, беличье выражение», а некрасивая Марья Болконская при встрече с Николаем Ростовым преображается до неузнаваемости.
Часто внутреннее состояние героя передаётся через зарисовки природы. В кризисные, переломные моменты жизни персонажей Толстой нередко вводит описание пейзажа. Для всех положительных героев когда-то открывается их «небо»: князю Андрею под Аустерлицем — высокое и бесконечное, Николаю Ростову в первом бою — спокойное и голубое, Пьеру — тёмное звёздное небо с кометой 1812 года, знаменующей новый этап; засыпающему Пете Ростову перед последним боем — волшебное, чёрное, чистое небо, до которого можно достать рукой.
Окружающий мир может по-разному восприниматься героями в зависимости от их душевного состояния. Так, в момент внутреннего кризиса князь Андрей отождествляет свои переживания с «мыслями» старого дуба, не желающего верить обаянию весны. Позже Болконский видит дерево, уже покрытое листвой, и на него вдруг находит «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». С помощью пейзажной зарисовки Толстой показывает его возрождение к жизни.
Ещё одно важнейшее средство психологической характеристики в романе — сны героев, имеющие символическое значение. Пьер Безухов видит их после Бородинского сражения в Можайске и в плену; Андрей Болконский — перед смертью; Петя Ростов — перед последним боем; сын Болконского Николенька — в конце романа.
Сон Пьера о глобусе после смерти Платона Каратаева — важная ступень духовного развития героя. Шар — образ «сопряжения» универсального и личного в гармоническое, вечно движущееся единство. Это проекция человеческой души, способной раствориться в космосе, но не исчезнуть, а впитать в себя мир и восполнить собой мироздание. К таким размышлениям приходит Безухов.
Подведём итоги. В романе «Война и мир» Толстой не только продолжает традиции русской психологической прозы, но и отображает внутренний мир любимых героев в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, неустанных поисках верного пути, ведущего к правде и добру. В этом, по мнению автора, выражается истинная красота человека.
«Чернышевский правильно отмечал, что писатель, способный подвергать такому беспощадному анализу поступки, мысли, переживания других людей, должен был пройти огромную школу самонаблюдения и самоанализа. “Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”.
В отличие от других писателей, по определению Чернышевского, Толстого более всего интересует “сам психический процесс, его формы, его законы, — диалектика души…”. “Другая сила” таланта писателя, придающая ему необычайную свежесть, — это “чистота нравственного чувства” … Чернышевский предвидит, что его талант в дальнейшем своём развитии обнаружит новые грани, но “эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства” — останутся в нем навсегда». (Бычков С. П. «Толстой в оценке русской критики»)

Внутренний монолог – важнейший приём психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.
Диалектика души – детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Монолог – речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому.
Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.
Портрет — описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа
Тренировочные задания

Урок по теме Образ Наташи Ростовой.      Наташа Ростовалюбимая героиня Толстого. Её невозможно не любить. В чём секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи на других героев романа? Почему автор в самую тяжёлую для неё минуту утверждает: «Сущность её жизни — любовь»?    К образу Наташи  Ростовой

Видеофрагмент. Танец Наташи Ростовой

В создании образа Наташи Ростовой автор отталкивается от реального жизненного прототипа — Татьяны Андреевны Берс, свояченицы (в замужестве Кузминской). В ней видны и некоторые черты характера любимой супруги писателя. «Взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа», — запишет Толстой в своих дневниках.
Впервые она «врывается» на страницы романа тринадцатилетним подростком в день своих именин, когда «нечаянно, с нерассчитанного бега» попадает в зал, где Ростовы ведут официальный приём гостей. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках…».
Наташа мила своей непосредственностью. Девочка любит всех вокруг, и мир ей кажется прекрасным. Романтичная натура позволяет ей тонко чувствовать очарование природы. Показателен эпизод в Отрадном, когда князь Андрей случайно слышит разговор Наташи и Сони: «Да проснись же, Соня, такой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» Толстой не напрасно подчёркивает восхищение Наташи и равнодушие Сони: одним из признаков настоящего человека для писателя является способность любоваться окружающей красотой.
Наташа бессознательно воплощает в себе истинное понимание жизни, к которому другие герои — Болконский и Безухов — приходят только в результате сложнейших нравственных исканий.
Девушка никогда не задумывается над смыслом жизни, но он раскрывается в том, как она живёт. «Ум сердца» воплотился в ней с особой полнотой. Она тонко чувствует людей, понимает их. Именно поэтому она настороженно относится к Борису Друбецкому, а к Пьеру питает искреннюю симпатию.
Толстой с любовью рисует взросление героини, её первый бал. Он поразительно точно передаёт волнение юной Ростовой в начале вечера, страх, что её могут не пригласить на танец.
Исполнены поэзии страницы о зарождающейся любви князя Андрея и Наташи, их объяснение, тайная помолвка. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нём отделялась эта особенно-поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!». Отъезд Болконского и расставание на «целый год», чтобы «узнать себя», проверить чувства, Наташа воспринимает как трагедию. Ей, живущей сердцем, такое испытание кажется слишком тяжелым.
Горечь расставания утихает на время, когда она едет в имение к дядюшке. Естественность натуры, близость к народной жизни раскрываются в сцене охоты, в описании русской пляски. «Она сделала то самое и так точно… что Анисья Фёдоровна, которая тотчас подала ей необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Жажда любви приводит юную Наташу к роковой ошибке: увлечению Анатолем Курагиным. «Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно её сердце», — так описывает состояние героини автор, стараясь объяснить её поступок. Курагин, увидев милую, неискушённую девушку, решает «приволокнуться за ней», несмотря на то, что женат. Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен, человек того же сорта, помогает ему.
И хотя побега не происходит, осознание совершённой ошибки и разрыв с Болконским повергает Наташу в состояние мучительного кризиса. Находясь на грани жизни и смерти, она не находит себе оправдания, а самыми сокровенными переживаниями делится с духовно близким ей человеком — Пьером Безуховым.
Несмотря на эмоциональность, в характере Ростовой есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень. Из кризиса её выводит известие об угрозе нашествия французов, приближающихся к Москве. Народное, общее горе заставляет Наташу забыть о своих несчастьях. Она убеждает родных отдать повозки раненым солдатам.
Ростова способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы. Она трепетно ухаживает за умирающим князем Андреем, который прощает её и признаётся, что любит «больше, лучше, чем прежде».
После смерти Болконского жизнь девушки становится мрачной и тяжёлой. Когда погибает младший брат Петя, графиня Ростова едва не сходит с ума. Три недели Наташа неотлучно находится с матерью, забыв о себе и своих переживаниях: «Она думала, что жизнь её кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни — любовь — ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
В эпилоге мы видим Наташу женой Пьера и матерью большого семейства. Толстой намеренно делает её образ более «земным»: «она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Но как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна: когда возвращался Пьер или выздоравливал ребенок, «прежний огонь зажигался в её развившемся красивом теле» и «она бывала ещё более привлекательна, чем прежде». Наташа счастлива в материнстве, а Пьер — в осознании себя надёжной опорой. Так понимает счастье Толстой. Любовь и семья — нравственная основа жизни.
Создавая галерею женских образов в романе, Лев Николаевич выражает свою заветную мысль об истинной красоте человека, которая заключается не во внешней привлекательности, а в сложной душевной работе и богатстве внутреннего мира. Наташа Ростова находит счастье в материнстве, воспитании детей, потому что именно женщина — это начало пути к гармонии и красоте.
Внутренний монолог — важнейший прием психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.
Диалектика души — детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.
Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.
Прототип — прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа.
Тренировочные задания

Урок по теме «Чтоб жить честно»: путь исканий князя А. Болконского. «Дорогой чести» называет путь Болконского главнокомандующий Кутузов накануне Бородинского сражения. Почему же князь Андрей отказывается по-прежнему служить при Кутузове, который по-отцовски тепло относится к Болконскому? Как изменился герой со времени военной кампании 1805-1807 годов, какой путь прошёл? Каков итог его нравственных исканий?

В дневниках Толстого за 1898 год можно найти такую запись: «Человек течёт, — и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека…».
Герои романа «Война и мир» — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова — знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей, совершают ошибки и пытаются их исправить. Постоянное недовольство собой, стремление к истине, к подлинному смыслу жизни позволяет этим героям из любого кризиса выходить обновлёнными.
Образ Андрея Болконского в воображении писателя складывается постепенно: сначала это эпизодический персонаж — «блестящий молодой человек», погибший под Аустерлицем; затем он становится сыном Болконского, а впоследствии — одним из главных образов романа.
С первого появления этот герой поражает своей безупречностью: аристократичная внешность, острый ум, блестящая память, великолепный французский, резкая, немного ироничная манера общения.
Болконский с презрением относится к высшему свету, его интригам, пустым разговорам и мелким эгоистическим интересам. Он женат и ждёт наследника, но уходит на войну, оставив жену Лизу в родовом имении Лысые Горы на попечение отца и сестры. Молодой человек становится адъютантом Кутузова и быстро заслуживает его доверие. Именно князя Андрея Кутузов посылает к австрийскому двору с известием о победе. Толстой выделяет его из штабных карьеристов — Жеркова, Друбецкого. Это им Болконский говорит с негодованием: «…мы — или офицеры, которые служат своему царю и отечеству и радуются общему успеху и печалятся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».
Накануне сражения под Аустерлицем герой признаётся, что ради славы готов жертвовать самым дорогим. Но после ранения он понимает ничтожество мыслей о земном величии. Перед лицом недосягаемой вечности исчезает обаяние наполеоновской идеи: «Ему так ничтожны казались в эту минуту интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с этим высоким, справедливым и добрым небом…».
Итак, разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа — таков итог поисков героя в конце первого тома романа. Вернувшись домой, князь Андрей застаёт свою жену Лизу на смертном одре. Впервые в своей жизни он называет её «душенькой», размягчённая душа готова любить, но смерть рушит надежду на тихое семейное счастье. Чувствуя свою нравственную вину перед женой, Болконский замыкается в своём горе, сознательно отгораживается от мира, считая, что воспитание сына — единственное, что осталось ему в жизни.
Помогает поездка в Отрадное. Там князь Андрей впервые видит Наташу Ростову, поражается её жизнелюбию, в нём пробуждается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Страдания души облегчает природа. В эпизодах со старым дубом ярче всего проявляется та манера толстовского письма, которую Чернышевский определяет как «диалектика души».
Осуществив ряд прогрессивных преобразований в деревне (перечисление части крестьян в вольные хлебопашцы, замена барщины оброком и другое), Болконский отправляется в Петербург, где работает в комиссии Сперанского над воинским уставом и отделом «Права лиц». Весь облик исторического деятеля Сперанского нарисован Толстым в двух деталях: «холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд» и «белая, нежная рука».
Но князь Андрей испытывает восторг перед личностью известного реформатора, подобный тому, что испытывал, думая о низкорослом капрале, занявшем трон императора Франции. Теперь Болконский снова хочет прорваться «в великие люди», но только в сфере политики. «Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов».
Со временем восторг перед обаянием Сперанского рассеивается, и князь Андрей видит, как на заседаниях старательно и кратко обходится всё, что касается сущности дела. Сперанский становится таким же ложным кумиром, как и Наполеон.
Судьба готовит Андрею подарок — взаимную любовь к Наташе Ростовой. В разговоре с Пьером он утверждает: «Я не жил прежде». Но, следуя воле отца, оставляет невесту на год — проверить чувства. Мимолётное увлечение Наташи Курагиным оборачивается трагедией. Гордый максимализм разрушает возможность счастья.
Болконский снова идёт на поле боя. В начале Отечественной войны 1812 года он просит Кутузова перевести его из штаба в действующую армию. В полку его называют «наш князь». Он получает второе ранение и размышляет: «Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить её. Она есть сущность души». Он прощает Наташу незадолго до смерти.
Читателю хочется верить в счастливую судьбу любимых героев. В одной из версий романа под заголовком «Всё хорошо, что хорошо кончается» Толстой оставляет Болконского в живых. Но как непривычно видеть князя Андрея смиренным, тихим, покорным судьбе! Писатель дарит ему покой и пишет: «Он понимал что-то другое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего».
Вольтерьянство — политическое и религиозное свободомыслие XVIII-начала XIX века, связанное с именем Вольтера.
Диалектика души — детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.
Кумир — (перен.) предмет восхищения, преклонения.
Олицетворение — перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевлённые предметы и явления.
Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.
Прототип — прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа.

Тренировочные задания

Урок по теме «Аустерлиц — эпоха срама и поражений» Почему главнокомандующий Кутузов накануне Аустерлицкого сражения уверен в поражении союзнической армии? В чём была главная причина военной неудачи русской армии в кампании 1805-1807 гг.?

Тема войны — одна из центральных в романе. Действующими лицами являются как вымышленные персонажи, так и реальные люди — русский император Александр I и австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион и Вейротер.
В самом начале произведения мы видим описание светских разговоров в салоне Анны Павловны Шерер о политических событиях в Европе, разрыве дипломатических отношений между Россией и Францией. Толстой постепенно рассказывает, что на войну собираются Андрей Болконский, Николай Ростов и другие герои. Так представлена экспозиция.
Завязкой в развитии этой сюжетной линии является смотр под Браунау. Здесь читатель впервые знакомится с образом Кутузова. Он хочет убедить австрийских генералов в том, что русская армия к походу не готова и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Среди сотен лиц Кутузов узнаёт храброго офицера Тимохина, которого помнит ещё по Измайловскому походу.
Развитие действия — поездка князя Андрея в Брюнн, осознание незначительности русской победы; размышления Николая Ростова и других персонажей о ненужности войны («Был бы я царь, никогда бы не воевал», — думает Несвицкий).
Кульминацией является Шенграбенское сражение, когда отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Мужество и упорство русских солдат — залог одержанной ими победы.
Далее армия готовится к «смотру двух императоров — русского и австрийского» под Ольмюцем. Он кажется слишком легковесным, парадным и не соответствует тому настроению, которое должно сопровождать подготовку к серьёзному бою. Толстой с иронией пишет о множестве длинных и подробных диспозиций, зачитываемых австрийскими офицерами на военных советах, и с сочувствием изображает Кутузова, чьим мнением амбициозный молодой Александр I пренебрегает. Главнокомандующий русской армией откровенно спит на военном совете, понимая, что диспозиция согласована с императорами и изменить ничего нельзя.
Развязка — поражение русской и австрийской армий под Аустерлицем.
Победа под Шенграбеном и поражение под Аустерлицем происходят на чужой территории. Почему же русские солдаты героически стоят под Шенграбеном и позорно бегут под Аустерлицем? Что решает судьбу сражения?
Тяжесть военной обстановки Толстой передаёт всего в одном предложении. Оно построено сложно, прочитывается с трудом, и это не случайно. Враждебный настрой жителей, недоверие союзников, недостаток продовольствия, явный перевес сил противника (сто тысяч против тридцати пяти) — все эти явления сложно переплетены.
Обстоятельства в военной кампании 1805 года складываются явно не в пользу русских. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдаётся.
Шенграбенское сражение предпринято по инициативе Кутузова, чтобы дать возможность русской армии соединиться со своими частями, шедшими из России. На «великий подвиг» главнокомандующий благословляет Багратиона: с четырьмя тысячами солдат он должен задержать 40-тысячную французскую армию. В неравном бою русские одерживают нравственную победу: Багратиону удаётся значительно замедлить продвижение французов и уйти, сохранив две трети своих людей, при этом захватив трофеи и нанеся большой урон французам.
Особенно интересно в романе Толстого описание той атаки, про которую Луи-Адольф Тьер в книге «История консульства и империи» говорит: «Русские вели себя доблестно, и вещь — редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения». А Наполеон на острове Святой Елены, вспоминая этот военный эпизод, скажет: «Несколько русских батальонов проявили бесстрашие».
Об истинном героизме заставляет задуматься и описание батареи Тушина. Солдаты ведут огонь по деревне Шенграбен, откуда наступают значительные силы французов. Капитан Тушин принимает тактическое решение поджечь деревню, чем заслуживает похвалу Багратиона. Во время сражения про батарею забывают, но артиллеристы продолжают стрелять. Французы не догадываются, что бьют только четыре ничем не защищённые пушки, и полагают, что именно здесь и расположены главные силы. Батарея Тушина останавливает движение французов.
Капитан Тушин — настоящий герой в понимании Толстого. В нём есть скромность, самоотверженность, решительность, мужество, инициатива, основанные на чувстве долга. Это не идет ни в какое сравнение с разжалованным Долоховым: желая снова получить расположение начальства, тот бравирует своей храбростью, хвалится раной и трофеями и просит «попомнить» его подвиг.
Обратимся к другому военному эпизоду — Аустерлицкому сражению.
По мнению писателя, передвижение стрелки «на циферблате истории человечества» есть результат взаимодействия поступков и настроений всех участников этого события.
Одной из главных фигур битвы под Аустерлицем выступает молодой император Александр I. Это по его настоянию сражение начинается преждевременно, когда не все войска успевают занять необходимые позиции. Монарх отвергает доводы опытного стратега Кутузова о необходимости ведения выжидательной тактики. Александр I утверждает детально разработанную австрийским генералом Вейротером диспозицию. Из-за густого тумана в день атаки высшее начальство решает изменить расположение войск, начинается неразбериха. Неожиданная встреча с неприятелем вносит панику в русское войско. Цепь случайностей превращает диспозицию в сплошную формальность.
По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.
Гипербола — художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении определённых свойств изображаемого предмета или явления.
Завязка — событие, которым начинается развитие действия и в котором чаще всего намечается конфликт.
Кульминация — момент наивысшего напряжения в развитии действия.
Лейтмотив — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения.
Метафора — скрытое сравнение.
Развитие действия — система событий, вытекающих из завязки.
Развязка — окончание действия или завершение конфликта между персонажами.
Экспозиция — вступительная, исходная часть сюжета, обычно располагается до завязки.
Эпитет — образное определение.

Тренировочные задания

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

 
 
 
Яндекс.Метрика