Урок по теме Образ Наташи Ростовой. Наташа Ростова — любимая героиня Толстого. Её невозможно не любить. В чём секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи на других героев романа? Почему автор в самую тяжёлую для неё минуту утверждает: «Сущность её жизни — любовь»? К образу Наташи Ростовой
Видеофрагмент. Танец Наташи Ростовой.
В создании образа Наташи Ростовой автор отталкивается от реального жизненного прототипа — Татьяны Андреевны Берс, свояченицы (в замужестве Кузминской). В ней видны и некоторые черты характера любимой супруги писателя. «Взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа», — запишет Толстой в своих дневниках.
Впервые она «врывается» на страницы романа тринадцатилетним подростком в день своих именин, когда «нечаянно, с нерассчитанного бега» попадает в зал, где Ростовы ведут официальный приём гостей. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках…».
Наташа мила своей непосредственностью. Девочка любит всех вокруг, и мир ей кажется прекрасным. Романтичная натура позволяет ей тонко чувствовать очарование природы. Показателен эпизод в Отрадном, когда князь Андрей случайно слышит разговор Наташи и Сони: «Да проснись же, Соня, такой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» Толстой не напрасно подчёркивает восхищение Наташи и равнодушие Сони: одним из признаков настоящего человека для писателя является способность любоваться окружающей красотой.
Наташа бессознательно воплощает в себе истинное понимание жизни, к которому другие герои — Болконский и Безухов — приходят только в результате сложнейших нравственных исканий.
Девушка никогда не задумывается над смыслом жизни, но он раскрывается в том, как она живёт. «Ум сердца» воплотился в ней с особой полнотой. Она тонко чувствует людей, понимает их. Именно поэтому она настороженно относится к Борису Друбецкому, а к Пьеру питает искреннюю симпатию.
Толстой с любовью рисует взросление героини, её первый бал. Он поразительно точно передаёт волнение юной Ростовой в начале вечера, страх, что её могут не пригласить на танец.
Исполнены поэзии страницы о зарождающейся любви князя Андрея и Наташи, их объяснение, тайная помолвка. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нём отделялась эта особенно-поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!». Отъезд Болконского и расставание на «целый год», чтобы «узнать себя», проверить чувства, Наташа воспринимает как трагедию. Ей, живущей сердцем, такое испытание кажется слишком тяжелым.
Горечь расставания утихает на время, когда она едет в имение к дядюшке. Естественность натуры, близость к народной жизни раскрываются в сцене охоты, в описании русской пляски. «Она сделала то самое и так точно… что Анисья Фёдоровна, которая тотчас подала ей необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Жажда любви приводит юную Наташу к роковой ошибке: увлечению Анатолем Курагиным. «Ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно её сердце», — так описывает состояние героини автор, стараясь объяснить её поступок. Курагин, увидев милую, неискушённую девушку, решает «приволокнуться за ней», несмотря на то, что женат. Он немедленно начинает атаку, а его сестра Элен, человек того же сорта, помогает ему.
И хотя побега не происходит, осознание совершённой ошибки и разрыв с Болконским повергает Наташу в состояние мучительного кризиса. Находясь на грани жизни и смерти, она не находит себе оправдания, а самыми сокровенными переживаниями делится с духовно близким ей человеком — Пьером Безуховым.
Несмотря на эмоциональность, в характере Ростовой есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень. Из кризиса её выводит известие об угрозе нашествия французов, приближающихся к Москве. Народное, общее горе заставляет Наташу забыть о своих несчастьях. Она убеждает родных отдать повозки раненым солдатам.
Ростова способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы. Она трепетно ухаживает за умирающим князем Андреем, который прощает её и признаётся, что любит «больше, лучше, чем прежде».
После смерти Болконского жизнь девушки становится мрачной и тяжёлой. Когда погибает младший брат Петя, графиня Ростова едва не сходит с ума. Три недели Наташа неотлучно находится с матерью, забыв о себе и своих переживаниях: «Она думала, что жизнь её кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность её жизни — любовь — ещё жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
В эпилоге мы видим Наташу женой Пьера и матерью большого семейства. Толстой намеренно делает её образ более «земным»: «она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Но как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна: когда возвращался Пьер или выздоравливал ребенок, «прежний огонь зажигался в её развившемся красивом теле» и «она бывала ещё более привлекательна, чем прежде». Наташа счастлива в материнстве, а Пьер — в осознании себя надёжной опорой. Так понимает счастье Толстой. Любовь и семья — нравственная основа жизни.
Создавая галерею женских образов в романе, Лев Николаевич выражает свою заветную мысль об истинной красоте человека, которая заключается не во внешней привлекательности, а в сложной душевной работе и богатстве внутреннего мира. Наташа Ростова находит счастье в материнстве, воспитании детей, потому что именно женщина — это начало пути к гармонии и красоте.
Внутренний монолог — важнейший прием психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа.
Диалектика души — детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.
Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.
Прототип — прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа.
Тренировочные задания