М.И. Цветаева Иван Владимирович и Мария Александровна Цветаевы "Таруса Марины Цветаевой" Дом-музей Марины Цветаевой
Тема урока "Марина Ивановна Цветаева. Бежит тропинка с бугорка. Наши царства"
Как выдумаете, чем стихи отличаются от прозы? Стихи отличаются краткостью, точностью. В стихах есть ритм, рифма.
На этом уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов – классиков и ответим на вопрос, с помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?
Произведения , которые мы сегодня будем проходить написала Марина Цветаева. Цветаева Марина появилась на свет 26 сентября 1892 года в Москве.
Оставшись с малышами на руках, мужчина женился второй раз. Марина Цветаева вспоминала своего отца как человека невероятной доброты, но постоянно занятого какими-то делами.
Мама Цветаевой, Мария Александровна Мейн, имела польско-немецкие корни, превосходно играла на пианино, обучал её этому Николай Рубинштейн, и, естественно, ей очень хотелось, чтобы дочь тоже связала свою жизнь с музыкой. Но когда Марине было всего лишь четыре года, её мать уже написала в своём дневнике: «Моя маленькая Муся бегает вокруг меня и из слов составляет рифмы. Быть может, она станет поэтом?» Так и вышло, несмотря на то, что Мария Александровна с ранних лет прививала дочери любовь к музыке.
Марины Цветаевой было настоящее дворянское детство. Рождество обязательно сопровождалось ёлкой, подарками и маскарадом. По выходным семья ходила в театр, а на летний период переезжала на дачу. Её мама хорошо знала иностранные языки, так что Марина уже к шести годам говорила на немецком и французском.
Читать "Бежит тропинка с бугорка" М.И. Цветаева, "Наши царства"
Слушать М. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка" Цветаева Марина Ивановна "Наши царства"
Владения – это жилые помещения.
Мальвы – травянистое растение с крупными цветами.
Анализ стихотворения «Бежит тропинка с бугорка» М. Цветаевой
Первый сборник стихотворений Марины Ивановны Цветаевой сочувственно приветствовали М. Волошин, В. Брюсов и Н. Гумилев. Ностальгическое произведение «Бежит тропинка с бугорка» до сих пор трогает сердце читателя безыскусностью и теплотой.
Стихотворение опубликовано в сборнике «Волшебный фонарь» 1912 года. Об ушедшем детстве грустит двадцатилетняя поэтесса. Что ж, и впрямь уже собран солидный жизненный багаж: на свои средства, но все же издана дебютная книга «Вечерний альбом», она замужем и мать маленькой дочери. До начала Первой Мировой войны оставалось 2 года, до революции — 5 лет.
По жанру — элегия, яркая пейзажная зарисовка, по размеру — четырехстопный ямб с охватной рифмовкой, 4 строфы. Лирическая героиня — сама поэтесса. В ее строках оживает любимая дача в Тарусе Калужской губернии, куда девочку впервые привезли еще во младенческом возрасте. М. Цветаева рисует любимый пейзаж: летняя тропинка, река Ока, храм и дом. Рядом — елочка, посаженная отцом в честь рождения Марины. Восклицания и риторические вопросы завершаются многоточием в самом конце. Это придает динамичному, взрывному стихотворению оттенок меланхоличности. Строка «куда ушли, в какую даль вы?» невольно перекликается с пушкинской «куда, куда вы удалились» из «Евгения Онегина». Не стоит забывать, что Таруса связана у автора с еще одним событием: здесь после продолжительной болезни скончалась ее мать. Марине тогда было 14 лет.
Почуевская долина на левом берегу реки была излюбленным местом детских игр с сестрой и местными ребятишками, тайным уголком для обдумывания первых стихов. Уменьшительный суффикс слова «бугорок» подчеркивает нежность поэтессы, задумавшейся о «добром, старом, детском времени». Ничего вокруг не изменилось, но другой стала она. Экспрессии придает дважды повторенное слово «рай». Детский взгляд преображал все: лопаты были шпагами, сарай — замком. Эпитеты: царственным, лениво, детском, сонно-тяжело. Мальвы, кстати — высокие яркие садовые цветы. Олицетворение: бежит тропинка. Широко использован прием инверсии: движется Ока, качаются мальвы. Героиня грустит, сознавая, что пути назад нет. Она словно видит себя ребенком, который не знает, что его ждет.
Молодая поэтесса М. Цветаева в свой второй сборник стихов поместила короткое стихотворение «Бежит тропинка с бугорка». В нем отразились впечатления счастливого детства, которое пришлось на рубеж XIX и XX веков.
Анализ стихотворения «Наши царства» М. Цветаевой
Стихи «Наши царства» Марины Цветаевой впервые появились на страницах ее дебютной книги «Вечерний альбом».
Стихотворение написано не позднее 1910 года. Недавняя выпускница гимназии, поэтесса за собственный счет издает первый сборник, получает благожелательные отзывы нескольких мэтров Серебряного века, знакомится с М. Волошиным, в доме которого чуть позднее произойдет ее судьбоносная встреча с будущим мужем С. Эфроном. В жанровом отношении – пейзажная лирика, 5 строф с перекрестной рифмовкой. В первой же строфе местоимение «наши». Героини стиха – Муся и Ася, сестры Цветаевы. Никакие слова в мире (несмотря на все могущество поэзии) не в силах выразить всю прелесть этих «владений». Находятся они в Тарусе, в окрестностях дома, где семья проводила все лето. «Ручейки»: родники и даже целая река Ока. «Деревья»: березы, тополя, черемуха, яблони и вишни (те, что «прошлогодние во мху»). А еще – малинник. «Обе – феи»: особенно старшая, конечно. Ведь это она – главная выдумщица. Ее умения волшебны: шевелить ушами и пальцами ног, складывать язык трубочкой. «Темный лес»: Пачевская долина, куда попасть можно было двумя путями – через хвойные «скаты» или «поле». «Феи, но большие»: согласно описаниям, эти существа обычно размером или с палец, или с мышку. Впрочем, рост их мог составить и более солидные сантиметров тридцать, а то и все девяносто. В любом случае, «добрые соседки» явно их переросли. «Диких девочек»: они предпочитали общество друг друга, да еще и бегали в любимых простеньких холстинковых платьях. «На фею нужен глаз»: взрослые нелюбопытны, а собственное детство забыли. «В постели все старшие»: родители, сводные сестра и брат. «Нам качели»: были там и всамделишные качели, безопасно устроенные для самой маленькой – Аси. Все остальные осваивали ветви деревьев в качестве не таких безопасных качелей. «Сражайся»: несмотря на большую любовь между сестрами, драки случались у них едва ли не ежедневно. «Палки режь»: мальчишеский настрой «фей». «День прошел»: только к ужину их начинали разыскивать. Игра заканчивалась: «снова феи – дети». Тихими шагами они возвращаются в родной дом. «Счастье быть на свете»: никогда человек не бывает таким жизнерадостным и открытым миру, как в детстве. «Невзрослый стих»: эта зарисовка могла быть создана еще шестнадцатилетней поэтессой. Индивидуально-авторский эпитет: царственно-богаты. Ласковые уменьшительные словечки: ручейки, облачко. Рефрен (анафора): мы обе – феи. Перечисления, восклицания, умолчание и финальный вопрос.
В «Наших царствах» М. Цветаева описывает счастливое детство, неразрывно связанное с пребыванием в Тарусе.