Урок по теме  «Мысль семейная» в романе. Ростовы и Болконские   Идеал семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». «Что нужно для счастья?» — задавался вопросом Лев Толстой. И отвечал: «Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». Какие герои Толстого, пройдя долгий путь духовных исканий, будут удостоены этого счастья? Что такое толстовский идеал семьи? 

«Мысль семейная» — важнейшая тема в «Войне и мире». Для Толстого это — основа основ. В романе мы видим Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких, Безуховых, есть упоминание о Бергах, Долоховых, Карагиных. Им всем присущи отличительные семейные черты. Ключевую роль в развитии сюжета играют Ростовы, Болконские и Курагины. Остановимся на их характеристике подробнее.
Первое знакомство читателя с семьёй Ростовых происходит в начале романа, когда автор показывает радушный приём по случаю именин двух Наталий — графини-матери и дочери. Неожиданно, посреди вечера, в гостиную врывается молодое поколение, привнося с собой радость и нарушая все светские приличия. В хлебосольном доме по-семейному тепло. Графиня —жена и многодетная мать. Граф Ростов «как выше, так и ниже его стоявших людей», то есть, независимо от их положения в обществе, встречает одинаково радушно. Так же, как и в салоне Шерер, там говорят о войне, но старшее поколение этот вопрос волнует потому, что сражаться идут их сыновья.
Конечно, для Ростовых характерно соблюдение светских условностей, ведь они дворяне, но за этим никогда не стоят расчёт и корысть. Их фамилия созвучна слову «простые»: они радушны и гостеприимны, естественны и откровенны, чутки и бескорыстны, умеют искренне любить.
Итак, семья Ростовых — это граф и графиня, их старший сын Николай и младший Петя, дочери Вера и Наташа. У них живёт и неродная девочка — Соня, но ей здесь уютно.
Описание именин контрастирует с картиной аскетичного быта Болконских в Лысых Горах. Располагая рядом эти эпизоды, Толстой хочет подчеркнуть, что в их жизни чувства уступают место разуму.
Тип отношений в этой семье наиболее рельефно прорисовывается в сцене прощания старого князя с сыном Андреем перед отъездом на службу. Отец понимает, что, возможно, видит ребёнка в последний раз, но воли чувствам не даёт. Главное, о чём он напоминает: для Болконских честь превыше всего.
Строг Николай Андреевич и с дочерью Марьей: сам учит её математике, чтоб не была похожа «на глупых барышень», иногда прочитывает письма от её подруги Жюли, чтоб не писали вздора. Но он искренне хочет ей счастья. Когда к девушке сватается красивый, но глупый и беспринципный Анатоль, старый князь даёт ей возможность самостоятельно принять решение и очень радуется её мудрому отказу. С годами княжне Марье всё тяжелее сносить упрёки и колкости отца, у него очень тяжёлый характер.
Однако в сцене ухода старого князя из жизни проявляется его истинное отношение к дочери. Во время Отечественной войны 1812 года, узнав, что французы уже под Смоленском, Николай Андреевич не выдерживает этого известия, своей беспомощности, чувства безысходности. «Душенька», «голубушка», «все мысли о тебе» — вот те слова, которые старый князь обращает к девушке перед смертью. Он не проявляет родительскую любовь так открыто, как Ростовы, но выражает её в неустанной заботе, чтобы дать Андрею и Марье хорошее образование, воспитать честными, достойными людьми.
Его дети строят блестящее будущее: князь Андрей — один из лучших представителей прогрессивного дворянства, отдавший жизнь за Россию. А княжна Марья в эпилоге изображена Толстым как прекрасная жена и мать. Её супруг, Николай Ростов, искренне любит её и гордится тем, что «она так умна и хороша».
Итак, характерные черты Болконских: аристократизм, гордость, острый ум, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних.
В письме своему другу Афанасию Фету от 27 июня 1867 года Толстой одобряет его определения двух видов ума: «ума ума» (Болконские) и «ума сердца» (Ростовы).
Но у этих семей есть много общего: взаимная приязнь друг к другу, естественность в поведении, отличное знание родного языка как одна из примет искренней любви к Отечеству. Это сходство позволяет противопоставить их семье Курагиных. Это светский лев князь Василий и его дети — Элен, Анатоль и Ипполит.
Свою блистательную дочь князь привозит в салон Шерер, чтобы подыскать выгодную партию. Он жалуется Анне Павловне, что дети — «обуза его существования», и просит пристроить красавца сына Анатоля к невесте побогаче. Представители этой семьи ещё не раз на страницах романа покажут своё истинное лицо: вспомним отвратительную борьбу за мозаиковый портфель с завещанием умирающего графа Безухова (князь Василий в погоне за богатством готов на любое преступление); вспомним сцену сватовства Анатоля к Марье Болконской, когда самовлюблённый повеса оказывает недвусмысленные знаки внимания компаньонке Бурьен. Этот же Анатоль, будучи женатым на польке, решит ухаживать за юной Ростовой, чем расстроит её помолвку с Болконским.
Элен выйдет замуж за Пьера, подло изменит, заберёт половину состояния и будет жить в свое удовольствие, оставшись в Москве тогда, когда всё население покинет город, ожидая французов.
«Подлая бессердечная порода» Курагиных — авторский антиидеал воспитания. Все главные черты характера формируются дома, хорошая семья — результат упорной работы над собой, и она же — залог долгой, счастливой жизни: это писатель убедительно показывает в своём романе.
К тихому семейному уюту Толстой приводит в эпилоге своих любимых героев — Наташу Ростову и Пьера Безухова, Марью Болконскую и Николая Ростова. В семье Марьи и Николая царят любовь и уважение, потому что они оба унаследовали лучшее от своих родителей и потому что «ум ума» и «ум сердца» прекрасно дополняют друг друга.
Но очевидно, что идеальным для автора является союз Пьера и Наташи. Каждый из них прошёл долгий путь преодоления собственных ошибок и заблуждений и выстрадал право быть счастливым. Пьер — интеллектуальный центр семьи (Толстой намекает на его работу в тайном декабристском обществе), Наташа — её духовная опора, она ни на секунду не прекращает своего самоотверженного труда на благо близких и воплощает толстовский идеал женщины.

Антитеза — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов.
Идеал авторский — авторское представление о том, каким должен быть человек и мир, его окружающий, оценка автором изображаемых событий и персонажей.
Эпизод — небольшая и относительно самостоятельная часть произведения, фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев.
Эпилог — завершающая часть произведения, в которой повествуется о том, как сложились судьбы героев после событий, рассказанных в основной части. Иногда в эпилоге затрагиваются и обсуждаются философские и нравственные аспекты изображаемого, освещается личность автора.

Идейные линии романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Софья Андреевна Толстая, супруга Льва Николаевича, записала в дневнике его слова о том, что, создавая «Войну и мир», он «любил мысль народную», а в «Анне Карениной» — «мысль семейную». Почему же многие литературоведы утверждают, что «мысль семейная» — одна из главных идейных линий романа-эпопеи «Война и мир»?
Подсказка По мнению Толстого, постижение законов истории возможно лишь через скрупулёзное изучение всего хода человеческой жизни, включая семью.

Тренировочные задания "Элементы сюжета литературного произведения"

 

Яндекс.Метрика