Памятки и буклеты для родителей: Береги зрение с детства, Здоровые глазки, Компьютер и зрение, Профилактика близорукости, Профилактика миопии

Профилактика близорукости. Рекомендации для родителей и учителей.
В подавляющем большинстве случаев близорукость развивается в детском и юношеском возрасте, ограничивая профессиональную пригодность молодого человека. Таким образом, проблема близорукости имеет не только медицинское, но и социальное значение, поэтому привлекает внимание не только врачей, но и педагогов, призванных играть большую роль в деле профилактики близорукости в школе. Среди учащихся общеобразовательных школ близорукость встречается в среднем в 9-10%, возрастая от начальных к старшим классам. Среди выпускников школ людей, страдающих близорукостью в среднем 25-30%. Таким образом, близорукость развивается впервые два десятилетия жизни, что связано с периодом роста и формирования глазного яблока как оптической системы под влиянием условий жизни и зрительной работы.
Влияние интенсивности зрительной нагрузки в сочетании с малоподвижным образом жизни и недостаточностью освещенности подтверждается большой распространенностью близорукости в городских условиях и северных широтах.
Лечебные и профилактические мероприятия при близорукости.
Основное средство исправления школьной близорукости - очковая коррекция. Рассеивающая линза (минусовая) придает лучам расходящееся направление и собирает их в центре сетчатки. Острота зрения вдаль повышается до нормы. При близорукости слабой степени и остроте зрения не ниже 0,5 на лучше видящем глазу очками можно пользоваться только при необходимости четко видеть вдаль, снимая их при чтении, письме, рисовании и играх с мелкими предметами на столе. При более высокой степени близорукости и снижении остроты зрения до 0,4 и ниже рекомендуется постоянное ношение очков.
При высокой степени близорукости, особенно при разной степени правого и левого глаза и близоруком астигматизме, целесообразно пользоваться контактными линзами. Главная задача всех лечебных мероприятий - приостановить или замедлить прогрессирование близорукости. Для этой цели разработаны специальные тренирующие упражнения, усиливающие аккомодацию, некоторые из которых легко проводить в домашних условиях (см. приложения).
Несмотря на то, что механизм развития близорукости окончательно не выяснен, практический опыт показывает, что проведение ряда мер (оздоровительных мероприятий, рациональных условий зрительной работы, упорядочения режима дня, своевременной и правильной оптической коррекции), можно заметно снизить число близоруких людей и у значительной части их предупредить или замедлить ее прогрессирование. Основу профилактики близорукости составляют укрепление здоровья и нормальное физическое развитие ребенка. Общие мероприятия должны быть направлены на борьбу с гиподинамией, "кабинетным" образом жизни, особенно в школьном возрасте. Следует стремиться к возможно большему пребыванию детей на свежем воздухе, к нормальному развитию их костно-мышечного аппарата. Повышение уровня физической активности, систематические занятия физической культурой имеют особое значение для учащихся городских школ и особенно специализированных, где зрительная нагрузка значительна.
Важным звеном профилактики близорукости является предупреждение и своевременное лечение острых и хронических заболеваний (хронических тонзиллитов, кариеса зубов, ревматизма и др.).
Клиническими исследованиями обнаружено, что близорукость в детском возрасте часто начинает развиваться после инфекционных заболеваний. Этот общеизвестный факт говорит о наличии определенной связи развития близорукости со сдвигами в общем, состоянии организма при ослаблении его во время заболевания. Мышечное равновесие глаз и аккомодационная способность зависят от общего состояния организма.
Профилактика зрительного утомления.
Профилактика зрительного утомления заключается, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий зрительной работы, исключающих возможность быстрого утомления глаз и необходимости приближения к ним книги или тетради. Большое значение в этом отношении имеет правильное о достаточное освещение класса и рабочего места школьника. Естественная освещенность рабочих мест в классе не бывает одинаковой, она зависит от расстояния до светонесущей стены (стена с окнами). Если освещенность рабочих мест в первом от светонесущей стены ряду (расстояние от стены 1 метр) принять за 100%, то во втором ряду она составляет примерно 40%, а в третьем -25%. В третьем от окон ряду в пасмурную погоду даже при использовании искусственного освещения света может быть недостаточно. Отсюда необходимо в течение года пересаживать учащихся.
Гигиенические требования к освещению:
1. Достаточный уровень освещенности.
2. Равномерное распределение яркости в поле зрения.
3. Отсутствие слепящего действия от источника света.
4. Отсутствие резких теней в поле зрения.
Дневной свет должен проникать в классное помещение беспрепятственно, для этого оконные стекла необходимо содержать в чистоте, на подоконниках не должно быть ветвистых комнатных растений, наглядных пособий. Для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей используют шторы светлых тонов или жалюзи. Естественная освещенность в классе зависит не только от прямого света, но и от отраженного от потолка и стен. Удельный вес последнего весьма значителен, поэтому качеству отражающих свет поверхностей следует уделять большое внимание. Так, окраска в белый цвет переплетов и откосов окон и подоконников может увеличить освещенность на 5-10%, потолка и верхней части стен, панелей в светлый тон - на 20-40%. Окрашенные поверхности должны быть обязательно матовыми во избежание блескости.
Если естественного света недостаточно, используют смешанное освещение. Мнение о том, что смешанное освещение вредно неверно. Смешанное освещение лучше, чем одно искусственное. Освещенность поверхности парты в классе должна быть не ниже 300 люкс. Люминесцентные лампы имеют ряд преимуществ: малая яркость, мягкий ровный свет, спектр, близкий в видимой его части к дневному. Люминесцентные лампы не только создают хорошее освещение, но и позволяют обогатить световой поток биологически активным ультрафиолетовым излучением. Очень важна степень равномерности освещения (отношение наименьшей освещенности наибольшей в пределах рабочей поверхности). Большая разница в яркости на рабочей поверхности, а также различия в яркости рабочей поверхности и окружающего поля приводит к снижению зрительной работоспособности.
Тексты, рисунки, наглядные пособия должны достаточно контрастировать с фоном (бумагой, классной доской, поверхностью, на которой они демонстрируются). Бумага, на которой пишут, не должна быть глянцевой. С гигиенической точки зрения нежелательна блескость - свойство светящихся поверхностей оказывать слепящее действие. Блескость возникает, когда источник света находится в поле зрения или отражается от видимых поверхностей (полированные классные доски и поверхности парт). Влияние блескости аналогично воздействию неравномерной яркости. Для устранения блескости светильник располагают на высоте, при которой прямые лучи не попадают в глаза. Тени в поле зрения чаще всего возникают при неправильной посадке во время выполнения зрительной работы.
Для правильной организации рабочего места школьника в домашних условиях необходимо, чтобы свет падал сверху и слева - тень от правой руки не должна попадать на текст. Местное освещение обеспечивается настольной лампой не менее 60 ватт с непрозрачным абажуром. Если приготовление уроков происходит днем при естественном освещении, стол должен стоять у окна, чтобы свет падал слева.
Правила посадки во время письма и чтения.
Важным элементом зрительного утомления и близорукости является правильное положение тела учащегося во время занятий. Обычно правильная посадка вырабатывается уже в младших классах. Сидеть надо так: спина прямая, голова слегка наклонена, плечи на одном уровне, поясница опирается на спинку стула. Между грудью и краем стола должно быть небольшое расстояние, для чего передний край сиденья задвигают за край стола или парты.
Оптимальное расстояние для объекта зрительной работы 30-35 см. (согнутая в локте рука кончиками пальцев должна касаться подбородка). Нередко учащиеся сокращают это расстояние, что благоприятствует развитию или прогрессированию близорукости. Если это связано с недостаточностью зрения (приближаясь к объекту различения, ребенок пытается увеличить его), необходимо назначение корригирующих очков. Иногда приближение глаз к книге или тетради обусловлено утомлением мышц шеи и спины, поддерживающих голову.
Рекомендуется с раннего возраста вырабатывать у детей правильную посадку. Это создаст необходимые условия для выполнения школьной работы (письма, чтения, рисования и др.) с наименьшим напряжением, как мышц глаз, так и туловища. Во избежание привычки приближать глаза к тексту, кроме устранения объективных причин требуется, чтобы учащиеся были под контролем старших в отношении правильной посадки во время чтения и письма, как в классе, так и дома.
В значительной мере правильная посадка зависит от устройства мебели о соответствия ее росту ребенка.

Рост, см

Высота сидения над полом, см

Высота стола над полом, см

90-99

100-109

110-119

120-129

130-139

140-149

150-159

24

27

32

34

38

41

45

43

47

52

56

62

68

72

Парту или стол располагают так, чтобы свет падал на рабочую поверхность с левой стороны.
Режим зрительной нагрузки.
Развитие близорукости связывают с непомерной зрительной нагрузкой с раннего детского возраста. Поэтому большое значение в профилактике близорукости имеет правильная организация учебного процесса и рационального отдыха. После 30-45 минутной нагрузки, как в школе, так и дома необходим перерыв 10-15 минут, чтобы дать отдых глазам и всему организму. При предрасположенности к близорукости или при близорукости не допускается чтение лежа. В этом случае читающий, прежде всего, старается создать удобное положение для рук, которые быстро устают в связи с необходимостью удержания книги. При этом приходится фиксировать текст глазами при необычном положении книги, что приводит к излишнему напряжению глазодвигательных мышц и утомлению зрения. Вредно читать в транспорте. Неустойчивое положение текста во время движения затрудняет фиксацию букв, вызывает напряжение мышц глаза и побуждает приближать текст к глазам, вызывая утомление и оптимизируя развитие близорукости.
Зрительную работу рекомендуется чередовать с физической. Полезны физкультурные паузы для глаз: через 25 минут чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть 2-3 минуты в покое. Спустя еще 15 минут работы: движение глазами вверх, вниз, в сторону в течение 2-3 минут. Через 20 минут занятий вновь провести физкультурную паузу или занятия физической работой по дому. Просмотр телевизионных передач близорукими допустим при соблюдении определенных условий. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 3 метров (чем экран больше, тем дальше от него надо располагаться). Экран должен быть несколько ниже линии взора, чтобы взгляд не был направлен снизу вверх.
Задачи педагога в профилактике близорукости.
Основная задача профилактики близорукости - как можно раньше устранить все неблагоприятные факторы в жизни ребенка, которые раньше или позже могут привести к близорукости. Большая роль в этом отводится не только медицинским работникам и родителям, но и преподавателям.
После офтальмологического осмотра в первые годы жизни выделяется так называемая "группа риска" по близорукости. К ней относятся дети, у которых близорукие родители, недоношенные, дети матерей с патологией беременности и родов. Профилактические мероприятия, начатые с "группой риска" в дошкольных учреждениях, должны продолжаться в школе. Каждый преподаватель и воспитатель должен знать и выполнять все рекомендации офтальмолога по отношению к детям этой группы. Кроме проведения специальных методов профилактики близорукости медицинского характера, очень важно укрепление организма, для чего необходимо создание правильного режима дня.
Специальные упражнения при близорукости.
В основе возникновения и прогрессирования близорукости лежит ослабление аккомодации. Для усиления аккомодационной способности разработаны специальные тренирующие упражнения. Часть из них проводится в условиях кабинета медицинским персоналом, а некоторые можно проводить дома.
Упражнение "Объект на оконном стекле - дальний объект".
Тренирующийся в очках для дали встает на расстоянии 30-35 см. от оконного стекла. На стекле на уровне глаз прикрепляют метку 3-5 мм диаметром. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, намечает какой-нибудь постоянный предмет для фиксации (дом, дерево и т.п.). Поочередно взгляд переводится с метки на далекий предмет. Упражнение выполняется 2 раза в день в течение 15-20 дней. Первые два дня продолжительность упражнения 3 минуты, в последующие 2 дня - 5 минут, а в остальные дни - 7 минут. Упражнения повторяют систематически с перерывами 10-15 дней.
Примерный комплекс упражнений, которые можно проводить в классе и домашних условиях.
1. Исходное положение (И.П.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
2. И.П. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Вытянуть вперед правую руку с выставленным указательным пальцем на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3-5 сек, опустить руку. Повторить 10 раз.
3. И.П. - сидя. Быстро моргать в течение 1 минуты.
4. И.П. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца, медленно приближать палец к глазам до тех пор, пока он не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
5. И.П. - сидя. Опустить веки. Массировать их круговыми движениями пальца. Продолжать в течение 1 минуты.
6. И.П. - стоя. Вытянуть вперед правую руку на расстояние 25-30 см от глаз, смотреть на конец выставленного указательного пальца 3-5 сек, прикрывая в это время ладонью левой руки левый глаз. То же повторить, поменяв положение рук. Повторить 5-6 раз.
7. И.П. - стоя. Отвести полусогнутую руку вправо, медленно передвигать ее справа налево и, не поворачивая головы, следить глазами за пальцем. То же проделать слева направо. Повторить 1 0 раз.
8. И.П. -сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
Проведение глазной "гимнастики" рекомендуется в школе дифференцированно в зависимости от возраста учащихся.
Для учащихся 1-3 классов.
1. И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед к крышке парты - выдох. Повторить 5-6 раз.
2. И.П. -сидя, откинувшись на спинку парты, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
3. И.П. -сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
4. И.П. - сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску, вытянуть вперед руку с выставленным указательным пальцем на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца на 3-5 сек, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
5. И.П. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
Для учащихся 4-10 классов.
1. И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед к крышке парты - выдох. Повторить 5-6 раз.
2. И.П. - сидя, откинувшись на спинку парты, прикрыть веки крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
3. И.П. -сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
4. И.П. - сидя. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
5. И.П. - сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
6. И.П. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску, перевести взор на кончик носа. Повторить 6-8 раз.
7. И.П. - сидя, закрыть глаза. В течение 30 сек массировать веки кончиками указательных пальцев.

 

 

Коллектив федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр глазных болезней имени Гельмгольца" Министерства здравоохранения Российской Федерации подготовил методические рекомендации "Профилактика миопии в школах".
Рекомендации подготовлены под руководством главного внештатного специалиста детского офтальмолога Минздрава России Л.А. Катаргиной и утвержденные директором ФГБУ «НМИЦ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России, главным внештатным специалистом офтальмологом Минздрава России, академиком РАН В.В. Нероевым.

Профилактика близорукости

Гигиена зрения

Гимнастика для глаз

Одним из прав человека и гражданина, закрепленным в Декларации прав человека и Конституции РФ является право на здоровье.

Именно о здоровье и его сохранении шла речь  во время театрализованного представления для школьников начального звена "В организме у лентяя" .

Ребята рассказали сверстникам о правилах правильного питания и ЗОЖ, важности занятий физической культурой и спортом.

Фотоотчет см. здесь

 

Режим питания
Четкий режим питания, учитывающий ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усваиванию пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний.
Для учащихся первой смены оптимальными будут следующие часы приема пищи:
Первый завтрак – дома в 7.00 – 8.00
Второй, завтрак – 10.30-11.00
Обед – в13.00 – 14.00
Полдник – в 16.30 – 17.00
Ужин – 19.00-20.00 не позже, чем за полтора часа до сна.

Подробнее читать здесь Рациональное питание школьника

О проекте "Курс — Здоровое питание"
Сегодня многих интересует вопрос качества школьного питания, и в первую очередь самих школьников, так как они являются его главными потребителями. Для родителей тема питания в образовательных учреждениях также является острой – ведь от этого фактора зависит здоровье, развитие и даже безопасность их детей.
Производитель, в свою очередь, тоже ориентирован на тему качества своей продукции, и вопрос его репутации здесь стоит на первом месте.
С точки зрения государства данный вопрос на сегодня является одним из самых актуальных, т.к. здоровье нации – важнейшая цель любой страны. Таким образом, школьное питание – это вопрос социальной и государственной ответственности.
Наиболее актуальными вопросами организации школьного питания являются:
- кто именно занимается организацией питания в школах;
- каким образом это осуществляется;
- какой положительный и отрицательный опыт на сегодня получен российскими школами;
- какие можно выделить общие проблемы, как у школ, так и у самих поставщиков;
- с какими трудностями сталкиваются повара, которые непосредственно занимаются приготовлением завтраков, обедов, ужинов для школьников, воспитанников, сотрудников учреждения.
Однако самостоятельный поиск ответов на них в Интернете выдаст информацию лишь об общей сложившейся, часто только негативной ситуации, при этом какого-либо единого ресурса, на котором можно было бы получить полное представление о системе организации питания в российских школах, задать вопрос всем его участникам, а также экспертам, диетологам, друг другу, на сегодня нет.
Безусловно, проблемы, существующие в данной системе, необходимо решать, решение можно увидеть в уникальном опыте школ, регионов, которые при организации питания учитывают свои климатические, национальные и ресурсные особенности, воплощая в жизнь уникальные эффективные модели, которые, тем не менее, могут быть использованы многими.
Вывод – нужна единая платформа для единомышленников, у которых есть желание перевести социальное школьное питание на качественно новый уровень. Нужна площадка для дискуссий, обмена мнениями и опытом между экспертами, представителями государственных органов и бизнеса, где участники узнали бы об инновационных решениях и достижениях в сфере развития систем школьного питания.
Формирование и развитие потребности вести здоровый образ жизни закладывается в семье и в школе. В общеобразовательных организациях такая работа традиционно проводится. Однако сейчас потребность выйти на новый уровень в данном направлении не только является необходимостью, но и закреплена в соответствующих нормативных документах. Например, приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» (в рамках национального проекта «Демография») уделяет внимание увеличению доли граждан, приверженных здоровому образу жизни

Энтеровирусные инфекции (ЭВИ) представляют собой группу инфекционных заболеваний, развивающихся при поражении человека вирусами рода Enterovirus, характеризующихся многообразием клинических проявлений.
Источником инфекции является человек (больной или носитель). Инкубационный (скрытый) период составляет в среднем от 1 до 10 дней, но максимальный до 21 дня.
ЭВИ характеризуются быстрым распространением заболевания.
Возможные пути передачи инфекции: воздушно-капельный, контактно-бытовой, пищевой и водный.
ЭВИ характеризуются разнообразием клинических проявлений и множественными поражениями органов и систем: серозный менингит, геморрагический конъюнктивит, увеит, синдром острого вялого паралича (ОВП), заболевания с респираторным синдромом и другие.
Наибольшую опасность представляют тяжелые клинические формы с поражением нервной системы.
Заболевание начинается остро, с подъема температуры тела до 39-40 градусов. Появляется сильная головная боль, головокружение, рвота, иногда боли в животе, спине, судорожный синдром, изъязвления на слизистых в полости рта, высыпания на лице, конечностях, возможны нерезко выраженные катаральные проявления со стороны ротоглотки, верхних дыхательных путей, расстройство желудочно-кишечного тракта.

Чтобы свести риск заражения энтеровирусной инфекцией до минимума рекомендуем придерживаться следующих правил:
1.Соблюдать элементарные правила личной гигиены, мыть руки перед едой, после туалета, перед приготовлением пищи.
2.Тщательно мыть фрукты и овощи водой гарантированного качества.
3.Не купаться в не установленных (не отведённых) для этих целей местах. При купании в открытых водоемах, старайтесь не допускать попадания воды в полость рта. Помните, что это наиболее вероятная возможность заразиться.
4.Оберегайте своих детей от купания в фонтанах, в надувных бассейнах (модулях), используемых в игровых аттракционах.
5.Употреблять для питья только кипяченую или бутилированную воду и напитки в фабричной расфасовке. Избегать использования для питья воды из случайных водоисточников – колодцев, фонтанов, ключей, озер, рек и т.д.
6.Не реже 1 раза в день, а если в семье имеются дети до 3 лет, 2 раза в день, мыть игрушки с применением моющих средств.
7.Ни в коем случае не допускать посещения ребенком организованного детского коллектива (школа, детские дошкольные учреждения) с любыми проявлениями заболевания. При первых признаках заболевания необходимо немедленно обращаться за медицинской помощью, не заниматься самолечением!

Яндекс.Метрика